Методические подходы к оценке конкурентоспособности персонала. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации розничной торговли ооо "вигас" Экономическая сущность конкурентоспособности персонала

Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью предприятия, в которой работает конкретный рабочий или специалист.

Примерный перечень качеств персонала (таблица 4.1):

    конкурентоспособность предприятия (организации);

    наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т. п.);

    деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);

    интеллигентность, культура;

    коммуникабельность;

    организованность;

    возраст, здоровье.

Таблица 4.1 – Примерный перечень качеств персонала и их весомость

Качество персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)

Рабочий

Специалист

Менеджер

1 Конкурентоспособность организации, в которой работает персонал

2 Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т. п.)

3 Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения)

4 Интеллигентность, культура

5 Коммуникабельность

6 Организованность

7 Возраст, здоровье

Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле

где К п – уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;

i – 1, 2 … n – количество экспертов;

j – 1, 2 … n – количество оцениваемых качеств персонала;

а j – весомость j-го качества персонала (таблица 4.1);

b ij – оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;

5n – максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (n – количество экспертов).

Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:

    качество отсутствует – 1 балл;

    качество проявляется очень редко – 2 балла;

    качество проявляется не сильно и не слабо – 3 балла;

    качество проявляется часто – 4 балла;

    качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно – 5 баллов.

Приведем пример оценки конкурентоспособности менеджера (заведующего отделом) экспертной группой из трех человек. Результаты оценки качества менеджера приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Результаты оценки качества менеджера

Подставив в (4.1) результаты экспертной оценки из таблицы 4.2, получим:

= / (5·3) = 13,1/15= 0,87.

Вывод : менеджер имеет высокую конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следует повышать деловые качества и укреплять здоровье.

Методики оценки конкурентоспособности

Методика оценки конкурентоспособности персонала

Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними.

Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий или специалист. Если у организации высокий уровень конкурентоспособности, то и персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности.

Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными. Только исключительно одаренные люди в меньшей мере зависят от внешних условий.

Примерный перечень качеств персонала и их весомость по категориям персонала приведены в таблице 3.

Таблица 3 Примерный перечень качеств персонала и их весомость

Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)

специалисты

менеджеры

1. Конкурентоспособность организации, в которой работает персонал

2. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т.д.)

3. Деловые качества (образование, специальные значения, навыки, умения)

4. Интеллигентность, культура

5. Коммуникабельность

6. Организованность

7. Возраст, здоровье

Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуются осуществлять по формуле: п 7

Кп = ? ? (аi bj) 5 п >10 (6) i=1 j =1

где Кп - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;

i - 1,2,3,… n;

n - количество экспертов;

j - 1, 2,…,7 - количество оцениваемых качеств персонала;

аi - весомость j - го качества персонала;

bj - оценка i - м экспертом j - го качества персонала по пятибалльной системе;

5n - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов).

Устанавливаются следующие условия, оценки экспертами качества персонала:

Качество отсутствует - 1 балл;

Качество проявляется очень редко - 2 балла;

Качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;

Качество проявляется часто - 4 балла;

Качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно - 5 баллов.

Методика интегральной оценки конкурентных преимуществ объектов.

Целесообразно к интегральной оценки конкурентных преимуществ применять системный, комплексный и нормативный подходы.

С позиций системного подхода при оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем (или внешнее и внутренние факторы).

С позиции комплексного подхода, при оценки конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, организационные, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а так же их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Методика оценки конкурентоспособности товара

Представим схему оценки конкурентоспособности товаров на стадии проектирования новой продукции. Принципиально она сходна со схемой работ по оценке уровня качества, различие наблюдается лишь в этапах, связанных с оценкой стоимостных критериев.

Таким образом, конкурентоспособность товара - основной фактор качества жизни. Понятие «качество жизни» включает в себя следующие:

Здоровье;

Образование;

Рациональное питание;

Экологически чистую окружающую среду;

Безопасность;

Здравоохранение;

Справедливость;

Равенство мужчин и женщин.

Выполнение этих условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и услуг.

Таким образом, величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощность армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни - меры достоинства нации. Так же исследования показывают, что важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала страны в настоящее время является повышение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации.

Оценка конкурентоспособности различными методами осуществляется товаропроизводителями при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка, потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы. В таблице 4 представлена классификация методов оценки.

Таблица 4 Классификация методов оценки конкурентоспособности товаров Лифиц. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 205

Анализируя таблицу 4, можно сказать, что представленная классификация методов оценки выделяет четыре признака классификации, каждые из которых оцениваются различными методами.

Таким образом, в настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Согласно методике, основанной на теории эффективной конкуренции, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка критериев конкурентоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема конкурентоспособности является одной из центральных с первых этапов развития рыночной экономики в России, безусловно, успех региона, да и страны в целом, определяется конкурентоспособностью отдельных хозяйствующих субъектов. Именно поэтому решение любых национальных проблем должно начинаться с изменений на уровне основного звена экономики - предприятий. В сложившихся условиях жесточайшей конкуренции, для предприятий любой сферы деятельности необходимым условием обеспечения конкурентоспособности является использование в хозяйственной практике методических и инструментальных возможностей маркетинга. Особое место в управлении маркетингом занимает проблема оценки конкурентоспособности предприятия.

Вопросам конкурентоспособности в современной науке уделено достаточно внимания, и учеными достигнуты, несомненно, значительные успехи. В большинстве работ объектом исследований являются промышленные предприятия. В условиях экономического кризиса, жесточайшей конкуренции на рынке, российские предприятия нуждаются в адекватных инструментах оценки конкурентоспособности, поскольку незнание собственной рыночной позиции может поставить предприятие в условия неопределенности, невозможности своевременного реагирования на изменения рыночной ситуации.

Шагалина Дарья Александровна, студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург[email protected]

Бурдюгова Ольга ВасильевнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург

[email protected]

Конкурентоспособность персонала организации:факторы влияния и инструменты управления

Аннотация.В статье рассмотрены аспекты конкурентоспособности человеческих ресурсов,представлены основные факторы, влияющие на человеческие ресурсы, а также представлена характеристика инструментов управления персоналом для создания конкурентного преимущества организацииКлючевые слова:конкурентоспособностьчеловеческих ресурсов, человеческие ресурсы, конкурентоспособность человеческих ресурсов.

В современном обществе общий уровень развития и доступностидостижений техники и технологийнастолько высок, что только за их счет выиграть в конкурентной борьбе на рынке невозможно. Требуется использование более мощного, перспективного и эффективного ресурса, каковым может быть только человек с его творческим и физическим потенциалом, способностью не только к воспроизводству своей рабочей силы, но и к саморазвитию.Конкурентное преимущество возникает тогда, когда организация создает ценности для потребителей, выбирает рынки, на которых может превзойти конкурентов, представляет для последних движущую цель. Важнейшие факторы в достижении конкурентоспособности организации: инновации, качество и управление затратами, что зависит от качества человеческих ресурсов в организации.Развитие человеческих ресурсов и управление трудовым потенциалом организации, которое проявляется в непрерывном обучении в процессе производственной деятельности, повышении квалификации, дает возможность организации получить дополнительные и даже уникальные конкурентные преимущества. Наличие большего числа конкурентных преимуществ обуславливает лучшие, по сравнению с конкурентами, результаты, поэтому стремление к получению дополнительных конкурентных преимуществ является стратегической целью организации. Конкурентоспособные человеческие ресурсы обеспечивают эффективное использование всех иных ресурсов организации: технических, организационных, материальных, финансовых и информационных. По мере автоматизации процессов, компьютеризации, конкурентоспособность организации все в большей степени зависит от профессиональных знаний и опыта своих сотрудников. Использование новейшего оборудования и внедрение новых технологий невозможно без квалифицированных кадров. Уровень профессионализма человеческих ресурсов все активнее влияет на способность фирм реагировать на перемены в технологической среде и усиление рыночной конкуренции на рынке.Организации, нацеленные на эффективную деятельность, нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Специалисты, должны быть подготовлены владеть необходимыми навыками и умениями, которые обеспечат эффективность производственного и управленческого процесса.Высокий уровень конкурентоспособности работников не только является одним из условий эффективной деятельности организации, но и обеспечивает его обладателям определенный уровень личной экономической безопасности и социальной устойчивости. Эффективно работающие, конкурентоспособные организации –залог экономически благополучного государства, что в свою очередь является фундаментальной основой социальной и экономической безопасности.Таким образом, способность привлекать и удерживать человеческие ресурсы требуемой квалификации является одним из ключевых факторов успешного развития. Уровень развития организации, узнаваемость бренда, его имидж, организационная культура привлекают человеческие ресурсы, а также позволяют удерживать сотрудников, уменьшая текучесть кадров.В связи с вышесказанным возникает необходимость детального изучения человеческих ресурсов организации как фактора ее конкурентоспособности. В экономической литературе существует понятие конкурентоспособность трудовых ресурсов.Конкурентоспособность человеческих ресурсов представляет собой комплекс психофизиологических, профессиональноквалификационных, ценностномотивационных и стоимостных характеристик трудовых ресурсов, определяющих их успешность на конкурентном рынке.Под конкурентоспособностью работников следует понимать, конкурентоспособность трудового коллектива, формируемого совокупностью качественных и количественных характеристик отражающую степень их соответствия (несоответствия) требованиям рынка труда (внутрифирменного и внешнего) позволяющую расширить ресурсные возможности организации и повысить ее конкурентоспособность.Конкурентоспособность человеческих ресурсов на рынке труда многие авторы сводят к конкурентоспособности работника, имеяв виду эгоуровень проявления.Ее определяют как способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей. Это показатель «селекции»наемных работников в зависимости от потенциальной эффективности использования тех человеческих ресурсов, которыми они обладают в деятельности организации. Основу конкурентоспособности составляют характеристики индивидуальных человеческих ресурсов –структура и качество человеческого капитала, такиекак: –физические способности, здоровье, внешние данные (биофизический капитал); –интеллектуальные, умственные, творческие способности, знания и умения, профессиональный опыт (интеллектуальный капитал); –психологические качества, моральные и нравственные установки, ценности, стереотипы мышления, взгляды на жизнь, личные мотивации (моральнопсихологический капитал); –происхождение, связи, фамилия, статус, принадлежность к сообществам (социальный капитал); –коммуникативные способности,умение находить общий язык и «подстраиваться» (коммуникативный капитал) и т.д.В результате анализа, посвященных данной теме, быливыделены три подхода к определению понятия «конкурентоспособность работника». (Таблица 1)

Таблица 1Подходы к определению понятия «конкурентоспособность работника»

ПодходКонкурентоспособность работника –это…АвторыРелятивистскийобладание такой профессией или специальностью и такими качествами рабочей силы, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место.Шатохин А.Г.

комплексная характеристика работника, определяющая его сравнительные позиции на внутреннем рынке труда по отношению к другим работникам (в конкурентный момент времени).Озерникова Т.Г.

свойство работника успешно конкурировать на рынке труда с работниками, которые имеют аналогичную профессию, специальность, уровеньквалификации .Кибанов А.ЯСубъектоцентристскийсовокупность врожденных и приобретенных свойств, включающих психофизиологические, профессиональноквалификационные и деловые качества, которые позволяют реализовывать трудовой потенциал.Тарасова Л.А.

степень развития комплекта используемых в процессе трудовой деятельности способностей индивида и его квалификации. Томилов В.В.

степень развития профессиональной компетентности работника как качественной характеристики его индивидуальной рабочей силы. Галузо Е.АКонгруэнтныйспособность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижениеорганизационных целей. Она определяется качеством рабочей силы, соответствующейрыночной потребности .Сотникова С.И.

интегральная характеристика трудового потенциала работника, отражающая степень соответствия уровня развития составляющих трудового потенциала требованиям конкретного рабочего места в конкретный момент времени, позволяющая данному работнику с той или инойстепенью уверенности рассчитывать на сохранение своей занятости. Хлопова Т.В.

Ю. Г. Одеговуказывает, помимо умственных и физических характеристик, влияющих на ресурсы человека и определяющих их качество,на такие факторы, как: честность, порядочность, совестливость, ответственность, дисциплинированность, инициативность, физическое и душевное здоровье, законопослушность, богобоязненность, патриотизм, честолюбие, стремление к карьере и т.п.К важным компонентам человеческих ресурсов он относит здоровье,потенциал трудовой мобильности, репутацию, запас мотиваций. Их неразвитость умаляет ресурсы личности.Однако если высокий интеллектуальный потенциал–неоспоримое конкурентное преимущество, то остальные элементы человеческого капитала могут как ослаблять, так и усиливать конкурентоспособность работника.Все зависит от требований,предъявляемых работодателем и особенностей бизнеса. Например, возрастные характеристики человеческих ресурсов оцениваются рынком неоднозначно:гдето требуется приобретаемые с годами серьезность и опыт, гдето –восприимчивость к новому и мобильность. То же касается норм морали, нравственных установок, внешних данных претендентов.С позиции работника уровень конкурентоспособности –это показатель устойчивости его положения в организации. На конкурентоспособность человеческих ресурсов влияют следующие факторы (рисунок 2).

Рис. 2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность человеческих ресурсов

В зависимости от характера выполняемых трудовых функций, выделяют конкурентоспособность управленческих работников и конкурентоспособность остальных категорий работников.Анализируя факторное влияние на повышение конкурентоспособности человеческих ресурсоврассмотрим систему показателей внутрифирменной конкурентоспособности, которая включает группы показателей количества и качества конкурентоспособности работников, разработанных Мамаевой Е.В. (рисунок 3)

Факторы, влияющие на конкурентоспособность человеческих ресурсовСоциальноэкономическиеТерриториальные

хозяйственный механизм;

воспроизводство населения;

подготовка квалифицированной рабочей силы;

трудовое законодательство; распределение

перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам

природноклиматические условия;

развитостьсоциальнобытовой инфраструктуры;

сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсовОрганизационные

организациятруда;

нормирование труда;

оплата и стимулирование;

психологический климат коллектива;

традиции коллектива

Рис. 3. Система показателей внутрифирменной конкурентоспособности работников (разработано Мамай Е.В.)

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что задача развития и укрепления конкурентоспособности управленческих кадров является составной и неотъемлемой частью задачи повышения конкурентоспособности организации. Инвестирование капитала в систематическое обучение, повышение квалификации, развитие компетенций управленческих кадров создает предпосылки для получения организации уникальных конкурентных преимуществ перед другими участниками рыночных отношений.Как один из видов направления конкурентной стратегии, стратегия управления персоналом может являться и самим конкурентным преимуществом, поэтому в зависимости от составляющих конкурентного преимущества управления персоналом используются различные инструменты для создания конкурентного преимущества организации, которые представлены в таблице 2.Конкурентоспособность работниковКачественные показателиКоличественные показателиБазовые(наследственные)ВторичныеЧастныеПрямыеКосвенныеПоказатели физиологических характеристикПоказатели психомотивационных характеристикИндивидуальнопсихологические качестваПоказатели профессиональноквалификационных характеристикПоказателиспецифических характеристикПоказатели образовательного уровняПоказатели маркетингового потенциала Культурнокоммуникационного потенциалаФинансового потенциалаОбеспеченностьКадровый оборотУдовлетворенностьтрудовой деятельностьюАдаптация работниковПоказатели деловых качеств работникаПоказатели нравственных характеристикИнновационного потенциалаТаблица 2 Инструменты для создания конкурентного преимущества организации

Составляющие конкурентного преимущества управления персоналомИнструменты управления персоналом для создания конкурентного преимуществаЗнание внешней среды

анализ влияния внешней среды на систему управления персоналом, распределение ресурсов и адаптацияСоблюдение интересов целевых аудиторий

увеличение клиентской базы путем установления тесных связей с целевыми клиентами;

помощь линейным менеджерам в реализации стратегии посредством наращивания организационных возможностей;

создание явного конкурентного преимущества для сотрудников и обеспечение наличия у сотрудников необходимых навыков и способностей для выполнения своей работы.Создание систем и технологий управления персоналом

осуществление управления бизнеспроцессами, связанными с персоналом таким образом, чтобы создавать конкурентное преимущество;

осуществление управления процессами,связанными с управлением результатами работы, чтобы создавать конкурентное преимущество;

осуществление управления процессами, связанными с информацией, чтобы создавать конкурентное преимущество;

осуществление управления процессами, связанными с организацией работы, чтобы создавать конкурентное преимущество.Развитие ресурсов службы управления персоналом

четкий процесс стратегического планирования для осуществления инвестиций в управление персоналом в соответствии с целями организации;

формирование стратегии и политики управления персоналом в соответствии со стратегией организацииПрофессионализм в управлении персоналом

четкое распределение ролей и обязанностей в службе управления персоналом;

инвестирование в сотрудников с целью обеспечения им необходимого обучения и развития

Представляется, что для поддержания требуемого уровня конкурентоспособности организации в целом и конкурентоспособности человеческих ресурсов в частности в организациях необходимо создавать эффективную систему управления человеческими ресурсами,поскольку система управления человеческими ресурсами нацелена на решение более широкого круга задач, чем традиционные отделы кадров. Функции современных системуправления человеческими ресурсамиотличаются от функций отделов кадров

традиционные отделы кадров зачастую только реализуют кадровую политику и координируют деятельность работников предприятия.При переходе к рыночным условиям сложилось, что работник не будет работать в компании с полной отдачей, или же покинет ее, несмотря ни на какие стимулы, принятые в данной организации,поэтому функции современных служб управления человеческими ресурсами значительнорасширяются.Современные системы управления человеческими ресурсами призваны решать широкий круг задач:

стратегическое планирование трудовых ресурсов (определение потребности в работниках, изучение рынка трудовых ресурсов, наем и учет работников);

формирование новых трудовых отношений;

регулирование конфликтов;

обучение работников;

управление карьерой;

анализ и развитие способов стимулирования и мотивации труда на основе изучения опыта других предприятий;

формирование конкурентоспособной организационной культуры;

развитие организационных структур управления;

создание качественных условий труда;

правовое и информационное обеспечениеработников;

социальное развитие человеческих ресурсов. Если система управления человеческими ресурсами ориентируется на выполнение перечисленных функций и задач, то организация получает возможность положительно влиять на итоговые показатели работы.Однако следует отметить, что наличие качественных человеческих ресурсов, способных эффективно комбинировать все виды ресурсов организации определяет лишь потенциальную возможность формировать дополнительные конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность организации. Реализация данной потенциальной возможности зависит от эффективности управления человеческими ресурсами, то есть от используемых персонал –технологий.

Ссылки на источники1.Герчикова,И.Н. Менеджмент: учебное пособие. –М.: ЮНИТИ, 2009.–С.2123.2.Карташова, Л. В.Управление человеческими ресурсами. М.: Издво ИНФРАМ, 2013. –235 с..3.Кибанов, А.Я.Управление персоналом организации. –М.: Издво ИНФРАМ, 2010. –С. 84.4.Мамай,Е.В.Повышениеконкурентоспособностиработников как одно изперспективных направлений развития организации / Е. В.Мамай; рук.работы Е. В. Яковлева// Вестник НГУЭУ. –2014. –№ 4.

с.7983.5.Миляева, Л. Г. Управление конкурентоспособностью персонала организации в условиях реализации компетентностногоподхода / Л. Г. Миляева, Е. Н. Бавыкина // Вестник НГУЭУ. –2014. –№ 4. –С. 27–34.6.Сотникова, С.И.Конкурентоспособность на рынке труда:генезис социально –экономического содержания//Маркетинг в России и за рубежом. 2006.№ 2.С.95107. 7.

Одегов, Ю.Г. Экономика труда: учебник: в2 т. / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Л.С. Бабынина. –М.: Издательство «АльфаПресс», 2007. –Т. 2. –922 с.

Хохлова Инна Ивановна , Соискатель, Московский государственный университет дизайна и технологий, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 167

Аннотация:

В статье предложена система факторов, влияющих на конкурентоспособность работников. Их детальный и непрерывный анализ, по мнению автора, позволит выработать управленческие решения, направленные на формирование, поддержание и развитие конкурентного потенциала работников в конкретных условиях функционирования предприятия.

JEL-классификация:

А втором предлагается следующая трактовка категории «конкурентоспособность работника».

Конкурентоспособность работника – это наличие у работника психофизиологических, личностных и профессионально-квалификационных характеристик, отличающихся от аналогичных характеристик конкурентов в определенной сфере труда, в определенный момент времени наибольшим соответствием предпочтениям работодателя и требованиям, определяемым содержанием труда на конкретном рабочем месте, что позволяет работнику занять или сохранять это рабочее место.

По нашему мнению, для того чтобы раскрыть сущность понятия конкурентоспособности работника, необходимо учесть связь с его конкурентными преимуществами и окружающей средой.

Конкурентное преимущество предполагает наличие психофизиологических, личностных и профессиональноквалификационных характеристик у работника, обеспечивающих ему превосходство над другими конкурентами на целевом рынке в условиях воздействия факторов окружающей среды.

Это означает, что компоненты трудового потенциала, обладающие отличительными потребительными и стоимостными характеристиками, формируют особое свойство их носителя выдерживать конкуренцию на внешнем и внутреннем рынке труда, соответствовать требованиям окружающей среды, а сам носитель становится обладателем свойства конкурентоспособности.

Формирование и развитие конкурентных преимуществ работников определяется многослойными, взаимопереплетающимися факторами, классификация которых представлена на рис (см. ниже).

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность работников

Эти факторы действуют зачастую разнонаправлено, но образуют в совокупности своеобразный механизм, поскольку влияние каждого из факторов в отдельности теряет свою однозначность.

Их изучение является первичным направлением в рамках реализации мероприятий по управления конкурентоспособностью работника на рынке труда. Это объясняется тем, что поиск и выработка решений по преодолению ограничений роста конкурентоспособности работника на разных уровнях управления должно опираться на объективное, детальное и основанное на фактах понимание внутренней и внешней среды.

Внешние по отношению к работнику факторы представляют собой совокупность действующих субъектов и сил за пределами и внутри предприятия, влияющих на поддержание и развитие его конкурентоспособности.

Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, обусловлены лучшим экономическим положением целевого рынка потребителей (работодателей), подразумевающим высокий спрос на продукцию, выпускаемую ими, стимулирующую их инвестиционную, налоговую политику со стороны государства, сказывающуюся на состоянии рабочих мест и уровне заработной платы.

Конкурентные преимущества, определяемые социальными факторами, основываются на хороших жилищных условиях, высоком развитии социальной инфраструктуры – обеспеченность образовательными, медицинскими, культурными учреждениями.

Правовые факторы обеспечивают конкурентные преимущества через предоставление льгот, привилегий, особых условий для региона, отрасли, предприятия или работника.

Конкурентные преимущества, основанные на конъюнктурных факторах, определяются развитостью инфраструктуры рынка труда, качеством предоставления информационных, консалтинговых, посреднических и других типов услуг, успешностью регулирование миграционных процессов, степенью совершенствование структуры профессионального и дополнительного образования.

Факторы конкурентоспособности работника, создаваемые на предприятии

Влияние предприятия на конкурентоспособность работника отражается в создаваемых им организационных, социальных и психологических условиях, формирующих и обеспечивающих развитие конкурентоспособности. Они включают такие факторы, как трудовой отношения в коллективе, оплата труда, условия и организация труда, карьерная перспектива, социальные гарантии, социальные блага.

Отношение в коллективе оказывают влияние на конкурентоспособность работников через такие показатели как социально-психологический климат, уважение администрации к подчиненным, участие сотрудников в управлении, наличие неформальных групп и их взаимоотношения, доверие к администрации со стороны подчиненных, стиль руководство, желание работать в коллективе и так далее.

Важнейшим фактором конкурентоспособности работника является условия оплаты труда, которые характеризуются следующими показателями: применяемая система оплаты труда, обоснованность уровня заработной платы, наличие компенсационных и стимулирующих выплат, возможность дополнительного заработка.

Условия и организация труда определяются состоянием и внешним видом мебели, оснащенностью современной оргтехникой, эргономическими и санитарно-гигиеническими условиями, состоянием нормирования труда.

Карьерная перспектива как важнейший фактор конкурентоспособности работников способствует развитию конкурентных преимуществ через такие мероприятия как планирование карьеры, выявление лидеров и работа с ними, поощрение обучения персонала, продвижение по заслугам, объективная аттестация работников, продвижение по результатам работы, повышение квалификации.

Приобретаемые нанимателем способности, талант, квалификация неотделимы от самого работника, который проводит сорок и более часов в неделю на рабочем месте. Поэтому для него важны не только размер заработной платы, но и другие факторы.

Социальные гарантии (предоставляемый отпуск, оплата больничных листов, выплата гарантированных пособий) и социальные блага (выплата материальной помощи, оплата спортивно-оздоровительных услуг для сотрудников, денежные поощрения ко дню рождения, юбилею и праздникам, предоставление льготных кредитов) дают работнику ощущение социальной защищенности и благополучия, что в свою очередь обеспечивает ему высокую степень свободы, возможность эффективно выполнять новые организационные задачи, демонстрировать свой потенциал.

Факторы личной конкурентоспособности работника

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность работника, одновременно являются факторами формирования компонентов трудового потенциала. Это свидетельствует об их тесной взаимосвязи и позволяет рассматривать их как идентичные.

Традиционно физиологические характеристики работника включают пол, возрос, состояние здоровья, силу, выносливость, массу тела, рост и др. и обуславливают возможность человека выполнять трудовые функции.

Индивидуальные особенности психики характеризуются эмоциональной возбудимостью, внимательностью, памятью, мышлением, волей, самообладанием, целеустремленностью. Они определяют психическое состояние работника (депрессия, сомнение, угнетенность, творческий подъем, активность) и, как следствие, его работоспособность.

Личностные характеристики в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на работника функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Это интеллект, ум, наблюдательность, организованность, общительность, решительность, настойчивость, критичность мышления и др. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение работника, его особенную реакцию на ситуацию и окружающих.

Профессионально-квалификационная составляющая трудового потенциала характеризует подготовленность работников к выполнению трудовых функций и включает такие компоненты, как образование, квалификация, стаж работы, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность.

Уровень конкурентоспособности работников зависит от многих факторов, большинство из которых не подконтрольны нанимателю. В частности, ограничением для повышения уровня развития необходимых компонентов трудового потенциала работника являются физические и природные способности, генетически заложенные в индивиде, а также его желание или не желание активно действовать в целях улучшения своего здоровья, повышения уровня образования и профессиональной подготовки.

Конкурентный потенциал работников, представленных на рынке труда, зависит также от уровня развития общества в целом и от инвестиций в человеческий капитал со стороны государства, поскольку профинансировать текущее воспроизводство рабочей силы работодателями представляется затруднительным из-за долговременности и значительной объемности расходов.

1. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФА-М, 2008. – 464 с.

Оценка конкурентоспособности персонала осуществляется по тем параметрам, которые имеют значение для работодателя:

Количественные показатели - доля расходов на персонал в сравнении со средними значениями по отрасли, доля расходов на персонал в общей структуре затрат организации, средняя результативность, размер компенсационного пакета в среднем для одного работника, уровень использования персонала и рабочего времени;

Качественные показатели - кадровый потенциал, компетентность персонала, доля особо талантливых работников, их организационные способности, развитие различных компонентов системы управления персоналом, степень командообразования в компании.

Параллельно следует использовать различные показатели оценки уровня конкурентоспособности персонала (табл. 17)

Таблица 17 - Показатели оценки уровня конкурентоспособности персонала

Показатели уровня конкурентоспособности персонала Оценка показателей уровня конкурентоспособности персонала Эффект оценки показателя конкурентоспособности персонала
Занятость - индекс уровня использования персонала - потери рабочего времени - текучесть - продолжительность рабочего дня, периода - уровень занятости/безработицы - время, затраченное, чтобы приступить к работе - процент успешных обжалований повышения в должности - транспортные издержки
Размер дохода - коэффициент изменения заработной платы - доля расходов на заработную плату (ФОТ) в структуре себестоимости - процент некорректных платежей - процент повышения заработной платы за сверхурочную работу
Использование рабочего времени - потери из-за простоя как процент от общего фонда оплаты труда - среднее количество часов долгосрочного отсутствия на рабочем месте по отношению к полной ставке (в часах) - среднее количество часов ежегодного отпуска по отношению к годовому фонду рабочего времени - среднее время, занимаемое, чтобы заполнить формы отсутствия персонала на рабочем месте
Качество рабочей силы - средняя выгода от образования персонала, за курс - среднее улучшение достижений на рабочем месте после тренинга, за курс - процент валовых доходов, потраченных на тренинги - среднее количество часов, потраченных на тренинги по отношению к годовому фонду рабочего времени - процент положительного результата от участия в тренингах, в год - процент выдающихся по полученным результатам интервью
Возможности равной занятости - пропорция групп по возможностям равной занятости (женщин, темнокожих, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и людей с ограниченными возможностями) - распределение внутри вышеуказанных групп по уровням заработной платы - соотношение жалоб по возможностям равной занятости, полученное как процент от всех жалоб - соотношение жалоб по возможностям равной занятости, направленных в головной офис - количество случаев повышения доходов персонала по поводу использования возможностей равной занятости
Здоровье, безопасность и благосостояние персонала - коэффициент частоты потерь рабочего времени по болезням и несчастным случаям - коэффициент премирования - оцененные издержки по претензиям, на 100 долл. валовых доходов - коэффициент успешной реабилитации - соотношение жалоб, связанных со здоровьем, безопасностью и благосостоянием персонала, полученное как процент от всех жалоб - соотношение положительно рассмотренных жалоб, связанных со здоровьем, безопасностью и благосостоянием персонала, полученное как процент от всех жалоб
Персонал и производственные отношения - количество часов, потерянных в производственных спорах - количество рекомендаций консультативных комитетов, принятых организацией - соотношение жалоб, связанных с производственными отношениями, полученное как процент от всех жалоб - соотношение положительно рассмотренных жалоб, связанных с производственными отношениями, полученное как процент от всех жалоб


При этом конкурентоспособность персонала непосредственно связана с его компетентностью.

При оценке деловых качеств работника вместо термина «профессионализм» используется новый термин «компетентность», который подразумевает, помимо собственно профессиональной, технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессионаяльный характер. Это:



Представления;

Человеческие качества;

Состояние здоровья.

Именно они находят отражение в новых требованиях к человеческому ресурсу со стороны работодателя и рекомендациях ЮНЕСКО о переходе от классическое понимания человеческих ресурсов к концепции компетентности человека.

Компетенция выступает такой единицей, с помощью которой можно оценить способность человека к эффективному выполнению конкретной работы.

Компетенция - это такая часть компетентности, с помощью которой можно измерить готовность человека к выполнению определенной работы. У нее есть две стороны: одна обращена к работе, а другая - к человеку. Если мы говорим о компетенции должности (рабочего места), то имеем в виду требования, необходимые для успешного выполнения работы. Если мы говорим о компетенции сотрудника, то имеем в виду его готовность к выполнению работы с требуемым уровнем качества. Например, проводить переговоры или анализировать финансовые показатели.

Т.о. компетентность - это то, что должно быть достигнуто, а компетенция - это как себя вести, чтобы достичь целей.

Компетенции могут быть очень разными, по сути, это собирательное имя для многих видов характеристик человека. Модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности. Каждая компетен­ция - это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков, в зависимости от смыслового объема компетенции.Это находит отражение в модели компетенции.

Различают пять уровней развития компетенций.

Е - компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено). Работник не владеет необходимыми навыками и не старается их применять. Уровень Е является неудовлетворительным, поскольку сотрудник не только не проявляет навыки, но и не понимает их важность и не пытается их развивать.

D - компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие). Работник частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается. Если специалист соответствует уровню D - это нормально, предполагается, что он должен развиваться.

С - базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста. Он дает представление о том, какое именно поведение и какие именно способности предполагаются данной компетенцией. Базовый уровень является оптимальным для эффективной работы менеджера среднего звена.

В - сильный уровень развития компетенции (требуется только для руководящего звена). Предполагается особо высокий уровень развития навыков. Сотрудник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности. Этот уровень предусматривает способность человека заранее предвидеть и предотвращать негативные события.

А - лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента). Данный уровень развития компетенций необходим только для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Достижение руководителем лидерского уровня развития компетенции означает, что он не только сам проявляет необходимые навыки, но и создает возможности для других сотрудников развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий уровнем развития компетенций А, организует специальные мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.

Для оценки конкурентоспособности персонала принципиальное значение имеет оценка совместного участия работников в общем трудовом процессе, развития внутригрупповых экономических отношений, специализации и кооперирования труда.

Оценка конкурентоспособности персонала проходит в несколько этапов:

1. Определение целевой оценки.

2. Формирование параметров оценки: психофизиологические, профессиональные, квалификационные, ценностно-мотивационные свойства человека.

3. Определение признаков и показателей оценки по каждому из параметров.

4. Определение приоритетов для организации по каждому направлению оценки.

5. Разработка шкалы оценки по каждому признаку и показателю.

6. Определение нормативного значения показателей оценки и степени важности каждого параметра, а также нормативного значения общего показателя конкурентоспособности.

7. Оценка конкурентоспособности конкретных работников организации, сравнение значений между собой и с нормативом.

Разработаны специальные методические материалы по проведению балльной оценки конкурентоспособности персонала. Они изображены на рисунке 3.

Рис. 3. Методические материалы по проведению балльной оценки конкурентоспособности персонала

Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:

где: Кп - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;

i=1,2; п - количество экспертов;

j~ 1, 2,...; т ~ количество оцениваемых качеств персонала;

ɑi- весомость j-го качества персонала; … оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;

5n- максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов - и экспертов).

Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:

Качество отсутствует - 1 балл;

Качество проявляется очень редко - 2 балла;

Качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;

Качество проявляется часто - 4 балла;

Качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно - 5 баллов.-

Комплексная оценка персонала описана в методике А. Я. Кибанова - доктора экономических наук, заведующего кафедрой управления персоналом Государственного университета управления.

В комплексной оценке рассматриваются два направления деловых качеств работников.

Первое направление характеризует самого работника, как носителя знаний, способностей и умений, и его уровень квалификации.

Второе направление включает выполнение работ и функций, оцененное по результатам, по конкретным нормативным показателям, т. е. результаты труда работников оцениваются с учетом уровня сложности выполняемых ими функций.

Оценка деятельности работника также проводится путем объединения двух частных оценок на основе комплексного показателя.

Комплексная оценка определяется по формуле

Ко = ЛК + РТ, где ЛК - личные качества и характеристики работника;

РТ - результат труда работника с учетом уровня сложности выполняемых им функций.

Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.

Комплексная оценка получается на основе таких показателей оценки, как - профессиональных и личностных качеств, уровня квалификации, сложности работ и результатов труда.

Оценка личностных качеств сотрудников при всей кажущейся простоте связана с отсутствием возможности объективного подхода в части проявления свойств личности в процессе достижения целей и преодоления проблем снижения рисков.

Оценка персонала с помощью частных показателей результатов труда работника является одним из эффективных методов оценки деятельности работника за определенный промежуток времени. Оценка персонала помогает определить эффективность выполнения той или иной работы сотрудника, позволяет установить соответствие рабочих показателей установленным требованиям. Кроме того, процесс оценки помогает выявить как индивидуальные проблемы работника, так и общие, характерные для всего коллектива.