Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности. Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности Работает ли программа молодой специалист

В сельских населенных пунктах России в 2019 году остается актуальной проблема нехватки квалифицированных кадров в самых различных отраслях, имеющих высокое социальное значение. Под ударом оказались в первую очередь, образование и здравоохранение.

Решение этой проблемы видится в создании условий для молодых специалистов на селе.

Цели создания программы

Причины отказа молодежи искать себе место занятости в селе вполне очевидны: низкий уровень жизни, небольшие зарплаты, отсутствие благоустроенного жилья. В связи с этим в сельской местности разворачиваются федеральные и региональные программы, состоящие в выплате субсидий молодым кадрам, обеспечении их достойным жильем и т.д.

Одной из самых популярных программ федерального уровня, которая преследует своей целью возврат молодежи в село выступает социальный проект «Молодой специалист на селе».

Программа для специалистов на селе предусматривает два основных направления государственной поддержки квалифицированных молодых работников:

  • во-первых, обеспечение жильем молодых специалистов на селе;
  • во-вторых, предоставление им «подъемной» субсидии на улучшение условий проживания.

Программа «Молодой специалист на селе» рассчитана на учителей, докторов, а также иных специалистов, преимущественно социального профиля. Для того чтобы получить поддержку от государства работник должен переехать в село, устроиться там на постоянных условиях и найти место работы.

При этом должны выполняться три ключевых критерия :

  • Работник должен иметь диплом в соответствующей сфере или быть студентом последнего курса (некоторые выпускники вузов ищут место занятости уже в период написания дипломной работы для детальной проработки практической части). С момента окончания учебного заведения должно пройти не более 3-5 лет, в зависимости от требований региональной программы.
  • Специалисту должно быть не более 35 лет (при этом его профильное образование может оказаться не первым).
  • У молодого сотрудника должна быть справка об отсутствии собственного жилья, которую можно оформить в муниципальной администрации,
  • Он должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье или быть признан не имеющим жилья в конкретно взятой сельской местности.
С 2015 года на федеральном уровне в селах РФ реализуется программа «Земский доктор», рассчитанная на работников системы здравоохранения. Проект же «Молодой специалист на селе» часто называют программой для сельских учителей.

Поддержка молодых специалистов на селе в приобретении жилья


Программы для учителей в сельской местности и работников здравоохранения предусматривают выделение субсидии из бюджета, которая будет способна покрыть до 70% стоимости квартиры или дома, а также постройки жилища (если работник изъявит такое желание).

Региональные власти самостоятельно разрабатывают программы помощи молодым специалистам, фиксируя их законодательно. Участвовать в такой программе можно только один раз.

Для того чтобы рассчитывать на получение льготных субсидий молодым специалистам в сельской местности потребуется соблюсти ряд важных условий:

  1. Быть гражданином РФ в возрасте до 35 лет.
  2. Устроиться на работу после получения образования в течении 3-х месяцев (каждый регион устанавливает свои сроки, но обычно срок такой).
  3. Образование должно быть получено в образовательном учреждении, получившем государственную аккредитацию.
  4. Работать строго по специальности в сельском населенном пункте не меньше 3 лет (срок может меняться в зависимости от региона).
  5. Жить в селе постоянно.
  6. Обладать собственными сбережениями, способными покрыть порядка 30% от цены дома или квартиры в соответствующем населенном пункте.
  7. Семья или одинокий гражданин должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Озвученная сумма (30%) относительно невелика, поскольку цены на недвижимость в сельской местности существенно ниже.

Стоит отметить, что субсидия предоставляется молодежи в качестве кредита по льготной ставке в 5% годовых. Ее возврат может осуществляться на протяжении 10 лет. Чаще всего это делается равными долями путем небольших платежей с каждой зарплаты сотрудника.

На уровне каждого населенного пункта муниципальные власти определяют предельную стоимость жилья, которое может быть куплено молодыми учителями и докторами.

Так, программа «Молодой специалист на селе» в 2016 году предусматривала стоимость жилья в среднем на уровне 2 145 000 рублей. При этом, если в сельскую местность перебиралась семейная пара, оба супруга в которой являлись участниками социального проекта, то лимит увеличивался.

Документы, необходимые для участия в программе

Для того чтобы получить подъемные в 2019 году в муниципальный жилищный отдел необходимо представлять заявку и пакет документов.

Желающим трудоустроиться и получить комфортное жилье в селе социальным работникам потребуется подготовить:

  • заявку, форму которой можно запросить в муниципальном жилищном отделе;
  • копию паспортов всех совершеннолетних членов семьи (программа рассчитана исключительно на граждан РФ);
  • копию диплома о профильном образовании, полученном в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию;
  • копии документов на детей (если таковые у работника имеются);
  • трудовой договор или копию трудовой книжки;
  • документы, подтверждающие семейное состояние (свидетельство о заключении/расторжении брака);
  • справку из местной администрации о нуждаемости в жилье или об отсутствии собственного жилища;
  • справка из органов Росреестра, подтверждающая отсутствие недвижимости в собственности;
  • документ из банка, подтверждающий наличие собственных сбережений или заемных средств в нужной сумме;
  • бумаги о покупке или постройке жилой недвижимости.

Список необходимых документов может быть дополнен нормативными актами региона. Все копии документов в обязательном порядке заверяются в нотариальной конторе, если заявитель не имеет возможности предоставить оригиналы.

Срок рассмотрения обычно составляет 2 месяца. После окончания рассмотрения документов и принятия решения комиссия направляет заявителю официальный мотивированный ответ. Затем органы местного самоуправления формируют списки на получение субсидии и направляют их в вышестоящий орган исполнительной власти, который занимается распределением бюджетных средств.

После принятия положительного решения местными жилищными органами молодой сотрудник становится очередником на получение субсидии.

Какую недвижимость можно приобрести

После принятия решения о выдаче субсидии органом исполнительной власти, молодой специалист занимается поиском подходящей недвижимости. Согласно программе в большинстве регионов выделенные денежные средства можно направить на:

  • приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости (денежные средства поступают на счет продавцу);
  • строительства дома по договору подряда (денежные средства поступают подрядчику на основании договора подряда);
  • участие в долевом строительстве жилья (денежные средства поступают застройщику, на основании договора о долевом строительстве жилья);
  • самостоятельное возведение жилого дома (денежные средства поступают продавцу строительных материалов по договору купли-продажи).

Денежные средства переводятся на банковский счет, напрямую молодому специалисту они не поступают.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 году действие программы продлено до 2020 года.

В рамках исполнения поручения Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019 г. об установлении правовых оснований для утверждения и реализации начиная с 2020 г. программы «Земский учитель», предусматривающей осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн р. учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельскую местность, либо рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек, Минпросвещению России поручено сформировать детальный проект реализации данной программы.

Миллионы молодых специалистов окончивших вузы не так давно не могут найти работу в мегаполисах и вынуждены влачить жалкое существование или работать не по специальности. Большие мечты талантливой, перспективной, энергичной молодежи разбиваются о нехватку рабочих мест и жилищные проблемы. Эти проблемы возникли не за один день, а существовали всегда, но сегодня начали приобретать наиболее острые формы. Возникает уже до боли знакомый вопрос: что делать, и кто виноват. Первой и важной ступенькой при решении проблемы является трудоустройство молодежи с целью мотивировать и стимулировать их активную деятельность в тех уголках страны, где в помощи таких специалистов особенно есть нужда, а это, прежде всего, сельская местность.

Цель проекта и источники финансирования

С целью возрождения жизни на селе правительством Российской Федерации совместно с региональными властями была разработана программа молодой специалист. Кроме того не так давно была разработана и одобрена концепция Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие территорий (в точной формулировка) на 2014-2019 годы и на период до 2020 года».

Основной целью данного проекта является создание положительного имиджа и престижа жизни в сельской местности, развитие благоприятных условий для привлечения молодежи в сельскую местность.

Бюджет этого проекта колоссальный – почти 300 миллиардов рублей! Финансирование планируется осуществлять из трех основных направлений: более 90 миллиардов из федерального бюджета, более 134 миллиардов из региональных бюджетов и чуть более 74 миллиардов из внебюджетных источников. Программа предусматривает два этапа: в 2014 году начался первый этап, который продлится до 2018 года, второй этап намечен с 2019 года до 2020 года.

Что входит в сферу финансирования программы?

Основной целью программы является помощь более 75 тыс. семей, проживающих в сельской местности среди которых более половины являются молодыми специалистами. Среди приоритетов помощь селу планируется следующая:

  • строительство нового, реконструкция ветхого жилья, комплексное строительство;
  • увеличить количество фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей;
  • популяризация спорта на селе с помощью строительства спортивных сооружений;
  • провести инженерные системы в селах: газ, водопровод, и др.;
  • повышать активность жителей села путем участия в органах местного самоуправления;
  • проведение фестивалей, выставок, спортивных состязаний с привлечением жителей сел.

Кто может принять участие в программе по поддержке молодых специалистов?

К молодым специалистам относятся молодые люди, получившие профессиональное образование или находящиеся в завершающей стадии его получения и не старше 35 лет. Одним из условий получения необходимых субсидий является работа по специальности в сельской местности в течение пяти лет после получения выплаты. Кроме того специалист обязан проживать в селе или иметь такое желание. Молодой специалист должен иметь документальное подтверждение того, что у него нет жилья, либо его жилищные условия нуждаются в улучшении.

Социальная ипотека молодым учителям

В проекте молодой специалист могут принимать участие российские учителя любых категорий, а также учащиеся ВУЗов, находящиеся на стадии завершения обучения и стремящиеся продолжить работать по специальности. Законодательством предусматривается возможность следующих социальных проектов для молодых учителей:

  1. льготная ипотека с пониженной процентной ставкой (не более 8.5%), минимальной суммой первоначального взноса (сумму можно внести из регионального бюджета) и длительный срок кредитования;
  2. жилищные кооперативы для учителей – проект «Учительский дом»;
  3. льготная аренда жилья – проект «Доходные дома»;
  4. покупка нового жилья по доступной цене.

Для того чтобы стать участником программы молодой учитель, молодым людям необходимо собрать список необходимых документов (весь перечень находится в местных органах самоуправления) и подать заявку на участие. После того как участник программы утвержден, ему выдается сертификат на получение субсидии.

Программа Земский доктор

С целью улучшения медицинского обслуживания в сельской местности, разработана программа Земский доктор, которая продлена до 2019 года. С 2013 года к селам относят и рабочие поселки. Молодые специалисты, решившие продолжить свою карьеру в сельской местности, в качестве подъемных получают один миллион рублей. Средства предлагаются для приобретения готового или строительства нового жилья. Подъемные могут получить только дипломированные специалисты. Программа действует по всей стране. Для поддержки врачей в текущем периоде Фонду обязательного медицинского страхования будет выделено около трех миллиардов рублей, такую же сумму планируют выделить и регионы. Кроме того для молодых специалистов-врачей возрастной ценз планируется увеличить до 40-45 лет (сейчас до 35 лет). Сеть сельских медицинских учреждений – одно из приоритетных направлений развития социальной сферы в стране. Дефицит специалистов-медиков по данной программе планируется сократить на 70-75% к концу 2018-2019 года.

  • заявка, форму которой можно запросить в муниципальном жилищном отделе;
  • копия паспорта (с обязательным нотариальным заверением);
  • справка с места трудовой деятельности (бюджетное учреждение в соответствующем населенном пункте);
  • справки из муниципалитета по форме 7 и 9.
  1. Льготные условия на аренду жилья в объектах, принадлежащих государству (на период ожидания очереди).
  2. Возможность приобретения благоустроенного и современного жилья благодаря строительству новых жилищных комплексов в партнерстве со строительными компаниями.

Молодой педагог может строить себе дом в селе с нуля, а не покупать его в готовом виде. В этом случае субсидия покрывает 50-70% затрат на возведение объекта.

Программы привлечения молодых специалистов на российские предприятия

При ранжировании условий, при которых опрашиваемые согласились бы на меньшую заработную плату, в блоке «материальных условий» на лидирующие позиции выходят условия, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодого человека (оплата транспорта, мобильного телефона, предоставление бесплатных обедов); в блоке «условно нематериальных факторов» выделяются условия, обеспечивающие здоровье и развитие молодого человека (медицинское страхование, обучение, жилье); в блоке «нематериальных условий» лидируют факторы творческого разнообразия труда и возможности регулировать свое свободное время.

После начала работы в Московском аэропорту Домодедово для участников программы Приток проводятся мероприятия, направленные на успешное вхождение в должность, освоение профессиональных навыков и максимально эффективное включение в производственный процесс.

Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности

Расчетная стоимость субсидии определяется, ориентируясь на общую площадь жилого помещения из учета нормы на количество членов семьи. Для одного человека эта норма считается 33 кв.м., для семьи из двух человек нормой является 42 кв.м., для трех и более расчет ведется по 18 кв.м. на человека.

Государственное пособие, предназначенное для поддержки молодых кадров, не облагается налогом. Чтобы работник мог принять участие в социальной программе, он обязан отработать в данной организации после получения подъемных не менее пяти лет . Кроме того, профессиональная деятельность должна быть связана только с полученной специальностью.

Программа «Молодой специалист» в действии

  • Оказание посильной помощи в планировании карьеры.
  • Предоставление возможности развить свои профессиональные качества.
  • Поддержка инициатив, направленных на реализацию перспективных направлений.
  • Социальная поддержка молодых специалистов (приобретение и аренда жилья, финансовая помощь, медицинское страхование и др.).

Молодые специалисты обеспечиваются 50-ти процентной скидкой на проездные билеты на все виды городского транспорта. Московскому департаменту образования разрешается выплачивать выпускникам с педагогическим образованием после их зачисления на работу единовременное пособие в размере 20 тыс. руб.

Программа молодой специалист

Так, например, программа для молодых специалистов учителей и воспитателей садиков включает добавку к ежемесячной зарплате на протяжении трех лет. Полагается таким гражданам еще и единовременная госвыплата. Но здесь важно помнить, что производится она только после того, как подойдет к концу срок актуальности трудового соглашения.

Cегодня важной проблемой мегаполисов стала сложность найти работу образованной молодежи. Поэтому сегодня можно наблюдать, как миллионы молодых людей живут в бедности, не имеют жилья и находят работу, и косвенно не связанную с имеющимся по факту образованием. Как же быть в столь сложной и неоднозначной ситуации? Вырисовывается понимание, что специалистов есть смысл направлять в те уголки страны, где в их услугах нуждаются. Поэтому автоматически к вопросу трудоустройства подсоединяется вопрос жилья. Ступенькой к преодолению проблемы стала федеральная программа молодой специалист, дающая поддержку образованной молодежи в рамках села.

Программы для молодых специалистов в сельской местности

Помимо учителей, государство также обеспечивает особыми условиями и молодых врачей. Выпускники медицинских высших учебных заведений очень нужны в сельской местности, поэтому государство старается привлечь их туда. Молодые врачи получат «подъемную сумму» в размере около миллиона рублей, которую можно использовать для покупки или строительства своего жилья. Подобная инициатива улучшит инфраструктуру и обеспечение сельской местности хорошо обученным медперсоналом.

На Правовед.RU можно получить консультацию по программе молодых работников, действующей в конкретном регионе, поскольку на сервисе работают юристы из разных уголков России. Обратитесь онлайн или позвоните, эксперт подскажет, на что вы вправе рассчитывать, какие необходимо собрать документы и куда нужно обращаться за помощью.

Программы — Жилье молодым специалистам — в 2019

Заявка на предоставление жилья предоставляется по форме, имеющейся в муниципальном жилищном отделе. К заявке прилагаются паспорт лица, диплом о высшем образовании, копия трудовой книжки, справок, подтверждающих отсутствие собственного жилья или долей в недвижимости, состав семьи и других документов, перечень которых определяется в индивидуальном порядке. При отсутствии полного перечня документов, отсутствия права на постановку в очередь нуждающихся в жилье или при подаче документов без учета срока ухудшения условий в признании нуждающимся в жилье будет отказано (ст. 54 ЖК РФ).

Государство реализует социальный проект по предоставлению жилья молодым специалистам. Основными задачами проекта служат решение проблемы трудоустройства молодых специалистов и равномерное распределение квалифицированных кадров. Программа по предоставлению жилья молодым специалистам призвана покрыть нехватку в сельской местности работников преподавательских, медицинских и других специальностей. Регионы, привлекающие молодых специалистов, разрабатывают подпрограммы на уровне субъектов Федерации.

Программа привлечения молодежи: практика внедрения

Презентационные материалы практической работы должны раскрывать актуальность (практическую значимость) темы, содержать описание проблемы и путей ее решения, график реализации (этапы) работы с указанием промежуточных результатов и предполагаемого эффекта от внедрения результатов работы на предприятии.

По итогам выступления комиссия либо принимает тему, определяет оптимальный срок ее выполнения участником и дает рекомендации по реализации проекта, либо отклоняет, предлагая взамен альтернативную тему для работы. При этом участник, приняв рекомендации, может приступить к работе по новой теме.

Программы для молодых специалистов в 2019 году

Миллионы молодых специалистов окончивших вузы не так давно не могут найти работу в мегаполисах и вынуждены влачить жалкое существование или работать не по специальности. Большие мечты талантливой, перспективной, энергичной молодежи разбиваются о нехватку рабочих мест и жилищные проблемы. Эти проблемы возникли не за один день, а существовали всегда, но сегодня начали приобретать наиболее острые формы. Возникает уже до боли знакомый вопрос: что делать, и кто виноват. Первой и важной ступенькой при решении проблемы является трудоустройство молодежи с целью мотивировать и стимулировать их активную деятельность в тех уголках страны, где в помощи таких специалистов особенно есть нужда, а это, прежде всего, сельская местность.

К молодым специалистам относятся молодые люди, получившие профессиональное образование или находящиеся в завершающей стадии его получения и не старше 35 лет. Одним из условий получения необходимых субсидий является работа по специальности в сельской местности в течение пяти лет после получения выплаты. Кроме того специалист обязан проживать в селе или иметь такое желание. Молодой специалист должен иметь документальное подтверждение того, что у него нет жилья, либо его жилищные условия нуждаются в улучшении.

Молодой учитель

(программа привлечения молодых специалистов в школы Моздокского района РСО-Алания)

2014-2016г

Содержание

    Актуальность программы

    Постановка проблемы

    Постановка целей программы

    Комплекс мер, направленный на мотивацию студентов 3-4 курсов и выпускников ВУЗов и колледжей по привлечению к педагогической деятельности

    Календарный график работ по реализации проекта

    Список литературы

Наименование

программы «Молодой учитель»

Основные исполнители программы

Администрация, педагоги и молодые специалисты муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

Цель программы

Создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные организации района

Задачи программы

Изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе образования;

Разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в образовательные организации района;

Получить поддержку органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путём установления партнерских связей;

Создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных организациях, путём взаимодействия с органами управления образования;

Создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов.

Срок реализации программы

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в муниципальных образовательных организациях района;

Увеличение доли молодых специалистов в образовательных организациях района;

Усиление чувства уверенности и профессиональной защиты молодых педагогических работников.

Актуальность программы

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашёл себе более престижной работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Таких образом, молодых специалистов в муниципальных образовательных организаиях недостаточно, следовательно, в сфере образования наступил кризис. Чтобы решить эту проблему необходимо создавать условия, способствующие привлечению молодых специалистов.

    Целью данной программы является создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные организации района .

    Задачи данной программы следующие:

    изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе образования;

    разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в образовательные организации района;

    получить поддержку органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путем установления партнерских связей;

    создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных организациях района;

    путем взаимодействия с органами управления образования;

    создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов.

Постановка проблемы

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Но исходя из анализа методической работы педагогов, наряду положительных моментов, являются следующие проблемы:

1) общее снижение количества педагогов в возрасте до 30 лет и увеличение преподавателей пенсионного возраста;

2) нежелание молодых специалистов работать в сфере образования.

Педагогические университеты по всей стране ежегодно выпускают несколько тысяч молодых учителей, но для большинства из них знакомство со

школой закончилось студенческой практикой. В учебные заведения в последние годы идут работать единицы, немногие выпускники – уезжают в сёла на родину. Остальные, получив диплом, идут куда угодно – в менеджеры, официанты, продавцы, но только не в учителя.

Даже если молодой специалист решает идти работать в школу, это совсем не означает, что он является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальным этапом которого является период адаптации - "вживания" в профессию. А между тем, молодой учитель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами

(иногда с большой часовой нагрузкой), потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода.

Работу педагога легкой не назовёшь. И что бы сейчас ни говорили о модернизации, без квалифицированных кадров она не будет иметь результатов. Мультимедийное оборудование, компьютерные курсы, новейшие программы – это, безусловно, необходимо. Но без людей, отдающих свои знания и свое сердце детям, без учителей с большой буквы, - все это может оставаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями.

Постановка целей программы

Для решения данной проблемы необходимо осуществлять целостную и

системную работу по формированию профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов, а также профессиональной направленности студентов и молодых специалистов. Образовательные организации района, органы управления образования, администрация города и района должны работать в одной команде

Основная цель:

создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения города.

Создание благоприятных условий для работы молодого специалиста в образовательных учреждениях, путём взаимодействия с органами управления образования

Формирование мотивации обучающихся и студентов к профессионально-педагогической деятельности

Программа ориентирована на следующие группы:

    Обучающихся 9-11 классов;

    Абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений;

    Студентов 3-4 курсов;

    Выпускников высших и средне-специальных учебных заведений;

    Молодых специалистов.

    Комплекс мер, направленный на мотивацию обучающихся 9-11 классов по привлечению к педагогической деятельности

(приложение 1 подпрограмма « Введение в педагогическую деятельность.»)

    Комплекс мер, направленный на мотивацию абитуриентов по привлечению к педагогической деятельности

Профессиональное самоопределение абитуриента (выпускника средней школы), проявляющееся в устойчивом выборе профессии и связанной с ней системы жизненных ценностей, трансформируется в активно-субъектную позицию, направленную на овладение профессиональной компетентностью (студенческий период). Профессиональной социализации абитуриента может быть реализована только при наличии специальной преемственной системы профориентации будущего специалиста на всех ступенях непрерывного образования. Стойкий профессиональный интерес у студентов появится, только если в ходе учебно-исследовательской и проектно-творческой деятельности студент будет включаться в деятельность, обеспечивающую проявление и развитие его профессиональной позиции.

Введение в теоретический курс;

Применение «азов» педагогической профессии на практике, (введение активной педагогической практики с первого курса; увеличение количества часов практических занятий и работы в школах; появление в ряде школ отдельной должности по работе и занятиям с практикантами; проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года», победителей приоритетного национального проекта «Образование»);

Формирование мотивации для последующего осознанного выбора специальности при продолжении образования (профконсультации, профкружки).

    Комплекс мер, направленный на мотивацию студентов 3-4 курсов и выпускников ВУЗов по привлечению к педагогической деятельности

Выпускники педагогических ВУЗов являются одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда. Работодатели рассматривают в целом молодого выпускника вуза как источник активности, динамичности и современных знаний для учебных заведений, с одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной ответственности с повышенными амбициями, отсутствием опыта работы и стабильности. Поэтому работа с будущими специалистами должна вестись совместно общеобразовательными организациями района через:

    установление связей с отделами трудоустройства выпускников;

    организацию и проведение цикла встреч со студентами, предоставление им качественной информации об образовательном учреждении;

    проведение Дней открытых дверей в школах для студентов;

    предоставление возможностей для проведения совместных исследовательских проектов (студенты выступают в качестве руководителей исследований обучающихся; обучающиеся выполняют исследования для дипломного проекта);

    ознакомление с опытом работы педагогов с помощью интернет технологий.

    Комплекс мер, направленный на мотивацию молодых специалистов по привлечению к педагогической деятельности, реализуемый в компетенции администрации образовательного учреждения и управления образования

Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике, в течение всех последующих лет работы в образовательном учреждении. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые в будущем

определят степень мастерства учителя.

Чтобы стать преобразователем, творцом, учителю необходимо овладевать закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать их, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса молодой специалист сможет только через целостную систему адаптации в педагогическом коллективе.

Первый год работы молодого специалиста напоминает ежедневный экзамен, испытание, которое учитель держит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Молодому специалисту без профессиональной поддержки опытных педагогов тяжело работать в школе. Поэтому молодому выпускнику адаптироваться в максимально короткие сроки в новых для него условиях практической деятельности поможет педагог-наставник. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя,

корректированию результативности профессиональной деятельности молодого

учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию. Наставничество должно оплачиваться отдельно, педагог может уже совсем не преподавать, быть на пенсии, и заниматься только наставничеством. После такой плодотворной работы наставника и молодого специалиста в течение одного года, молодые учителя станут настоящими «асами» своего дела.

Следующим этапом реализация проекта должна предполагать особые условия для молодых педагогов в ИРМЦ Моздокского района - здесь для учителей со стажем не больше трех лет должны проводиться специальные форумы и конкурсы, для того, чтобы молодой специалист мог креативно себя представить. Это могут быть конкурсы открытых уроков, мероприятий, проводимых как в городе, так и в школах района (например, проведение недели молодых специалистов, слётов). Также необходимо проведение семинаров, бесед, круглых столов, которые направлены на решение возможных проблем, получения новых знаний, обмена опытом и реализации совместных проектов. Данные проекты могут раскрывать формулу успеха молодых педагогов в совместной работе с администрацией образовательного учреждения, коллегами, родителями и детьми.

Календарный график работ по реализации программы

2014

2015

2016

4 квартал

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Мониторинг потребности в педагогических кадрах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города.

Изучение состояния проблемы.

Изучение мнений выпускников школ, ВУЗов, колледжей и молодых специалистов о работе в учебных заведениях города.

Постановка целей программы, разработка программы.

Привлечение старшеклассников к помощи в организации внеурочной деятельности.

Организация «Дня самоуправления».

Организация поездки на «День открытых дверей» в СОГУ им.К.Л.Хетагурова

Организация «Дня открытых дверей» для студентов СОГУ в школах Моздокского района

Проведение круглых столов, бесед со студентами.

Организация практики для студентов в школах района.

Проведение конкурсов для студентов

Проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года» и молодых специалистов для студентов.

Проведение «Недели молодых специалистов.

Проведение бесед, круглых столов с молодыми специалистами.

Разработка web -страницы молодых специалистов города, разработка форумов для обмена информацией между молодыми специалистами.

Создание «Стенда педагогической славы»в образовательных организациях

Создание «Страницы педагогической славы» в средствах массовой информации

Анализ притока молодых специалистов в образовательные учреждения города.

Анализ поступления выпускников 11 классов на педагогические факультеты ВУЗов и ССУЗов

Специалисты управления образования

Администрация учебных заведений

Педагоги учебных заведений

Педагоги-психологи

Молодые специалисты

Администрация района

Список литературы

    Данилюк, А.Я. Принципы модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] - http://www.pmedu.ru/res/2010_3_2.pdf

    Дербишалиев Т. Педагогические проблемы подготовки учащихся к выбору профессии учителя. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – Фрунзе, 1981. –25 с.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С. 263-282

    Матросов, В. Л. Новый учитель для новой российской школы [Электронный ресурс] -

    Национально образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] -

    Отчёт о работе за 2012-2013 учебный год Берёзовского городского округа [Электронный ресурс] -

    ПРОГРАММА «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013-2016 годы»

    Ромашкова Е. И. Подготовка студентов педвузов к ориентации школьников на педагогическую профессию. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1985. – 25с.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 4

КАК ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Развивающиеся компании заинтересованы в привлечении молодых и перспективных специалистов. Свое мнение об особенностях привлечения и эффективной адаптации молодых специалистов высказывают представители известных кадровых агентств.

Почему работодатели берут на работу молодых специалистов? Как обеспечивают их привлечение? Каков оптимальный процент присутствия молодых специалистов от общей численности персонала в компании?

Екатерина Елендо:

Молодые специалисты - это будущее компании. Если предприятие планирует свое развитие на несколько лет вперед, то ей не обойтись без молодых специалистов. Основной проблемой традиционных производственных предприятий в XXI в. стала проблема старения кадров. Когда молодежь уходила в торговлю, банки, предпринимательство и никто не хотел работать на заводах, - образовался провал, который нечем было заполнить. Сейчас, к счастью, многие предприятия это поняли, стали серьезно работать с учебными заведениями и предлагать сильный мотивационный пакет молодым специалистам. Ярким примером такого подхода могут служить Калужский электромеханический завод или Калужский турбинный завод, которым удается конкурировать с мировыми автопроизводителями за привлечение молодых инженеров.

Выбор между молодым специалистом и состоявшимся профессионалом всегда неоднозначен и во многом зависит от принципов работы самой компании, стадии ее развития и совершенства технологий. Например, большинство наших клиентов на этапе стартапа предпочитают выводить на работу высококвалифицированных сотрудников, и это правильный подход.

Если же речь идет об устоявшейся компании, с четко прописанными технологическими процессами, то выпускники вузов в этом случае более предпочтительны: их проще научить, чем переучивать готового профессионала, они более лояльны и держатся за свое рабочее место.

У нас в "Рекадро" выбор молодых специалистов приветствуется: мы динамично развиваемся, и нам нужны активные, современные, амбициозные люди со свежими идеями, проактивным и креативным подходом к работе. Молодые сотрудники приходят в нашу компанию на стартовые должности, мы много внимания уделяем их обучению, в компании существует система наставничества, проверенная временем. Многие наши сотрудники, которые сейчас занимают должности руководителей департаментов, пришли к нам сразу после окончания учебного заведения. И в этом один из основных плюсов молодых специалистов: они мотивированы, стремятся познавать новое и готовы расти.

Сегодня соотношение в компании молодых и опытных специалистов составляет 30/70. На мой взгляд, это число оптимально.

Любовь Жерновая:

Поиск талантов для многих известных российских и иностранных компаний начинается с ведущих государственных вузов, среди учащихся и выпускников. Интересны учащиеся очных отделений, отличники, кто на протяжении учебной жизни показал положительные результаты в изучении дисциплин, а также участвуя в проектах, выполняя практические работы, связанные с будущей профессией. На этом этапе проводятся презентации компании перед студентами, семинары или собрания, на которых представитель компании рассказывает и приглашает на стажировку; проводятся ярмарки вакансий. Компании заинтересованы в работе с молодыми специалистами: приглашают на работу по конкурсу, на стажировку с возможным последующим трудоустройством.

Молодые специалисты привыкают к корпоративной культуре компании, модели ведения бизнеса. Работодатель развивает и обучает специалистов как в процессе работы, так и путем проведения семинаров и тренингов внутри компании или направляя на обучение, иногда даже оплачивая дополнительное образование. В этом случае заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ), по которому работник должен отработать у работодателя определенный срок по окончании обучения. Таким образом, полезные кадры зачастую вырастают внутри компании.

Многие работодатели считают такой способ подбора и развития персонала востребованным и эффективным, так как молодые специалисты стремятся приобрести необходимый опыт работы и профессиональные навыки, проявить себя и показать инициативу и заслужить профессиональную репутацию на рынке, развивают бизнес компании, привнося зачастую новые и свежие идеи. Если в компании действует подобная налаженная система (например, существует корпоративный университет, система наставничества), то такой способ подчас является более доступным и оправданным, хотя и требует определенных временных вложений, чем приглашение готового специалиста с внешнего рынка труда.

В зависимости от ниши, которую компания занимает на рынке, и сферы деятельности количество молодых специалистов по отношению к основному составу работающих может разниться, но в любом случае это какой-то определенный процент набранных по конкурсу кандидатов, не превышающий количество более опытных специалистов среднего возраста.

Есть ли у вас специальные программы адаптации именно молодых сотрудников или они проходят адаптацию по общим правилам? Какие программы (подходы) в адаптации молодых специалистов вы считаете наиболее эффективными?

Екатерина Елендо:

В агентстве "Рекадро" работает система обучения и адаптации, практически единая для всех сотрудников, так как специфика консалтингового бизнеса предполагает глубокое понимание бизнес-процессов и технологий конкретной компании. Этот результат достигается благодаря эффективной практике наставничества - за новичком закрепляется один из ведущих специалистов, который полностью курирует его работу в течение испытательного срока.

Безусловно, молодые специалисты требуют к себе больше внимания и более глубокой процедуры обучения: для них организуются внутрикорпоративные тренинги на понимание самых основ бизнеса и технологии, отрабатываются начальные навыки, которые профессионал уже приобрел. В целом на адаптацию молодых специалистов уходит на 50% времени больше, чем на пришедших из аналогичной сферы, так как уделяется более глубокое внимание проработке материала.

Есть очень простая формула, она называется: "Делай, как я". Это система наставничества. Никакие тренинги не заменят живой пример, постоянную помощь и советы в решении конкретных практических ситуаций.

Любовь Жерновая:

Вне зависимости от способа подбора серьезные компании внимательно относятся к вопросу адаптации на новом месте как опытных сотрудников, так и молодых специалистов. Адаптация включает в себя комплекс мероприятий, четко прописанных в документах по корпоративной политике и процедурам, и распределенных между отделом персонала и руководителем подразделения, куда принят сотрудник.

Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию - важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам, применяемые в компании процедуры адаптации призваны облегчить вхождение новых сотрудников в организацию. Это может быть система наставничества (прикрепление нового сотрудника к более опытному специалисту на определенный период), проведение специальных тренингов и семинаров, сопровождение.

В отношении молодых специалистов одинаково действенны все этапы и варианты адаптации, которую каждая компания разрабатывает для себя. Наставничество, тренинги. Значимы для молодых специалистов внимание и психологическая поддержка, позитивная атмосфера, причастность к команде. Молодому специалисту важно учиться и брать пример с более опытного успешного наставника, к которому он будет прикреплен, чтобы в дальнейшем уметь правильно строить рабочие процессы, распределять свое время, работать успешно.

Каким образом кадровое агентство может влиять или влияет на успешную адаптацию молодого специалиста в компании-работодателе?

Екатерина Елендо:

Кадровое агентство в первую очередь готовит специалиста к выходу на работу, у нас есть методические материалы "Первый рабочий день". Это очень важно: когда сотрудник знает, чего ему ждать в первый день, может задать все интересующие его вопросы (ведь зачастую человек просто стесняется задавать такие вопросы представителю компании, боясь, что ему откажут!), он более подготовлен морально к рабочему процессу. Мы всегда звоним кандидату после первого рабочего дня, чтобы узнать о его впечатлениях. Мы в ответе за специалиста, находящегося в компании на испытательном сроке, и мы всегда помогаем в решении тех или иных вопросов, чтобы достичь взаимопонимания и повысить эффективность работы нового специалиста.

В нашей практике были разные случаи увольнения или попытки увольнения кандидатов из-за отсутствия должной системы адаптации. Однажды молодой специалист, инженер-конструктор мебели, написал заявление об увольнении после двух часов нахождения в организации. Оказалось, что его непосредственный руководитель срочно уехал в командировку и дал распоряжение только отделу персонала о приеме на работу, что отдел персонала и сделал. После процедуры оформления специалиста кадровики отправили его в отдел, где коллеги вытаращили глаза и сказали, что они ничего не знают и даже стола и стула для него нет. Ситуацию удалось спасти только благодаря тому, что кандидат, после того как написал заявление, позвонил консультанту агентства.

Другой пример: новый специалист был недоволен скрипящим стулом, но не хотел говорить об этом работодателю, работодатель же при этом чувствовал недовольство сотрудника и раздражался сам, и если бы мы вовремя не вмешались в этот мелкий конфликт, ситуация могла бы накалиться.

Любовь Жерновая:

Кадровые агентства, задействованные в подборе специалистов, также берут на себя одну из основных функций, так как именно консультант первым устанавливает доверительные деловые отношения с кандидатом, что помогает выстраивать эффективные рабочие отношения работника и работодателя, сглаживая недопонимание и влияя на процесс адаптации. Профессиональные консультанты ведут своего подопечного в течение всего периода испытательного срока, находятся в курсе начальных этапов работы и успехов работника, периодически звонят и поддерживают отношения. Консультанту можно озвучить имеющиеся проблемы, если нет возможности решить вопрос напрямую с работодателем. Часты случаи эффективной помощи на данном этапе начала работы.

С какими трудностями сталкиваются работодатели при адаптации молодых специалистов (психологическая несовместимость в коллективе, завышенные ожидания сотрудников, нехватка компетенции и т. д.)?

Екатерина Елендо:

Конечно, основными проблемами являются нехватка компетенции, отсутствие самодисциплины, иногда завышенные ожидания молодого специалиста. Начинающий специалист еще не привык работать весь день в ритме компании, не понимает важности выполнения своих задач, но это проходит, когда он видит пример других сотрудников. Нехватка компетенции компенсируется обучающими мероприятиями и наставничеством. Я повторюсь - да, на обучение молодых специалистов уходит больше времени и сил, но эти затраты окупаются свежими идеями и мотивацией, а также экономией на фонде оплаты труда.

Любовь Жерновая:

Если в компании грамотно выстроена система адаптации, успешно практикуется, уделяется внимание молодым кадрам, проводятся корпоративные мероприятия, проблем с включением в рабочий процесс и общением в коллективе возникнуть не должно. Как правило, молодые специалисты быстро приспосабливаются и привыкают к рабочему ритму.

В течение какого срока молодой специалист должен пройти адаптацию? По каким критериям вы оцениваете адаптацию?

Екатерина Елендо:

Привычный для нас период адаптации - 3 месяца. За это время молодой специалист полностью осваивает, что такое работа, понимает и признает ценность своего будущего вклада в компанию, выстраивает эффективные взаимоотношения в коллективе. Но, безусловно, для полноценного вхождения в должность нужно не менее 6 месяцев - по истечении этого периода мы уже точно можем сказать, что сотрудник освоил должностные обязанности.

В нашей компании принята оценка в ходе аттестации - важно оценить развитие профессиональных компетенций и, безусловно, количественные показатели эффективности труда. Если результаты сотрудника совпадают с запланированным графиком роста, значит, все в порядке!

Любовь Жерновая:

Срок прохождения адаптации молодого специалиста обычно стандартный - три месяца. Это нормативно установленный срок адаптации в компании для любого специалиста среднего звена, в том числе и без опыта работы. За это время и компания, и работник способны оценить итоги и принять решение о продолжении трудовых отношений. За это время молодой специалист привыкает к коллективу, корпоративной культуре, успешно вливается в рабочие процессы, выполняет свои обязанности и выказывает удовлетворение от пребывания внутри компании.

Почему молодые специалисты уходят из компании после или во время адаптации?

Екатерина Елендо:

Очевидно, причины здесь схожи с теми, что и у опытных специалистов: ошибка при отборе или неправильно выстроенная система адаптации. Если человек эмоционально, ментально соответствует духу компании, но вдруг покидает ее в ближайшие месяцы после трудоустройства - значит, в самой компании что-то идет не так: недостаточно простроен обучающий процесс, коллектив настроен негативно, не выявлены ключевые факторы мотивации сотрудника при приеме на работу. Во многом процесс адаптации зависит от непосредственного руководителя этого сотрудника, и аудит таких ошибок стоит начинать именно с него.

Встречались ли вы с интересными или курьезными случаями при адаптации молодого специалиста в организации?

Екатерина Елендо:

Курьезных случаев достаточно, и не только среди молодых специалистов. Конечно, начинающему работнику сложнее дается испытательный срок: был случай, когда новый сотрудник вернулся с обеда на 2 часа позже, так как ему хотелось отдохнуть. Руководитель бегал в панике по офисам в поисках новичка, а тот просто привык к свободному графику во время студенческих подработок и даже подумать не мог, что теперь у него обязательные рабочие часы и доделать свою работу в другое время он не может (наверное, во время ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка он тоже отдыхал). У одного из наших клиентов тоже была "потеря" специалиста - он просто заблудился на просторах предприятия и не мог найти обратную дорогу (это была крупная производственная компания с большой территорией и множеством корпусов).

Екатерина Страхова, заместитель руководителя отдела рекрутинга кадрового агентства "Рекадро":

Я пришла в "Рекадро" сразу после окончания института и очень переживала. На первой же неделе один из моих знакомых претендовал на вакансию от нашего агентства и позвонил мне на работу. Услышав дисциплинированный голос офис-менеджера, он решил пригласить меня к телефону по имени-отчеству, вот только проблема была в том, что имя и отчество у меня и у нашего генерального директора совпадают... После выяснения информации "по какому вы вопросу", "как вас представить", его переключили на Екатерину Николаевну, и она любезно согласилась с ним поговорить. Конечно, мой знакомый начал разговор: "Привет, Кать, как дела!". А узнала я обо всем этом так: мне позвонила Екатерина Николаевна и сказала: "Катя, это, кажется, вас...". Первые дни после этого случая я краснела, бледнела, а потом опять краснела при встрече с руководителем, но потом поняла: директор на меня вовсе не злится, и ничего страшного, в общем, не случилось. Вот так я и осознала: работа и коллектив - это не школа и здесь не ставят двойки за поведение, это уже взрослый мир, где люди относятся к тебе с уважением и совсем по-другому воспринимают все процессы...

Елена Нагорная, консультант по подбору персонала кадрового агентства "Рекадро":

Был случай, когда мы приняли в работу вакансию заведующего складом для одной компании, а потом почти сразу получили в работу вторую заявку от этого же предприятия - на позицию менеджера по закупкам, и очень быстро закрыли именно ее как раз молодым специалистом. И вот через 3 дня я получаю звонок от нашего кандидата. Полный непонимания и смущения молодой человек сообщил, что третий день сидит на складе и учит "1С" и другие внутренние программы, отвечает за прием товара, а теперь еще с него бухгалтер какие-то накладные требует. Хотя ему обещали совсем другие должностные обязанности! Оказалось, что в департаменте все так обрадовались новому человеку, что не обратили внимания, на какую вакансию он трудоустроен и отправили работать на склад, а он все три дня думал "что это за странное обучение такое...". Будучи еще неопытным сотрудником, первое время он пытался держаться, но потом понял, что от него требуют особых знаний, и он представления не имеет о том, как со всем этим справиться...

Материалы предоставлены Ассоциацией консультантов по персоналу (АКПП).

Е. Елендо

Генеральный директор

кадрового агентства "Рекадро"