Срок действия специальной оценки труда. Проведение специальной оценки условий труда (соут) - методика и периодичность. Сроки проведения спецоценки

СОУТ – это процедура, которая является необходимой для любого предприятия. Оценка покажет, какие существуют негативные факторы на здоровье работников, а так же доступные методы сокращения их количества. Процедура должна помочь улучшить условия труда и составить правильные компенсации и отчисления.

Зачем проводить оценку

Необходимость оценки зафиксирована в ФЗ №197 , согласно закону любая организация, которая не провела подобную процедуру, будет оштрафована или наказана другими методами .

СОУТ показывает состояние условий труда. Это поможет установить алгоритм по выплатам компенсаций за существующую опасность или вред здоровью, а также определить план мероприятий для устранения негативных факторов.

Последствия проведения оценки дает возможность производить конкурентоспособную продукцию , которая будет внедряться на внутренний и внешний рынок. С недавнего времени Россия является частью ВТО, что позволяет на равных конкурировать с иностранными продуктами. Сертификация – это один из методов утверждения качества товара и безопасности трудящихся на производстве граждан. СОУТ – это не отъемлемая часть сертификации работ по охране труда.

Правильно проведенная оценка поможет рационально распределить компенсацию и утвердить список льгот, которыми сможет пользоваться трудящийся . Один из факторов – снижение налогов на фонд заработной платы .

Для предприятий проведение оценки даст достаточное основание для начала процедур по улучшению рабочих мест, на что необходимо тратить определенные суммы. Все потраченные средства будут считаться одной из частей себестоимости продукта . Также предприятие получит скидки на страховые тарифы, которые необходимы для страхования фирмы и каждого работника в частности от несчастных случаев.

Обоснование для расходов на улучшение условий сможет защитить владельца предприятия от приходов налоговых служб. Зачастую при отсутствии оснований начисляются крупные штрафы , так как потраченные деньги на средства защиты, спецодежду и т.д. будут считаться определенного рода растратой.

Порядок проведения СОУТ

Периодичность проведения и сроки действия

Периодичность проведения будет зависеть от оценки условий труда.

Если вредные факторы не были выявлены, и по истечении пяти лет не возникло никаких оснований для проведения оценочных работ, то проводить их впредь не требуется. Если же в течение пяти лет возникла причина проведения повторной оценки, то после этого «срок» вновь обнуляется.

То есть, при обнаружении негативных факторов , полученная оценка будет действительна в течение пяти лет. По ее истечению предприятие будет наказано согласно букве закона. Значит, что переосвидетельствование должно пройти в течение следующих пяти лет, чтобы по истечении действия срок предыдущих результатов было готово новое заключение.

Если были обнаружены основания для внепланового проведения СОУТ, то проводиться это должно в течение 6 или 12 месяцев.

В течение 6 месяцев, если:

  • передано предписание о необходимости проверки;
  • в производственном процессе используются новые потенциально опасные материалы, сырье, техника;
  • были введены новые средства защиты для каждого работника в индивидуальном порядке, либо для всего производственного процесса;
  • произошел несчастный случай не по вине третьих лиц;
  • обнаружено заболевание у одного из сотрудников;
  • решение о проведении проверки вынес профсоюз.

В течение 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется технологический процесс, который потенциально создает опасный или вредный фактор.

Что делать с результатами

Результаты СОУТ должны показать, какие действия необходимо предпринять для устранения влияния негативных факторов , либо возместить вред, наносимый работнику, иным способов. Улучшение условий труда проводится во всех возможных направлениях.

Кроме этого с полученными результатами должны быть ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были затронуты при проверке. В качестве подтверждения ознакомления должна быть проставлена подпись, которая должна появиться в течение 30 дней после утверждения отчета .

Если же сотрудник решил не принимать результаты СОУТ, то должен быть составлен подтверждающий акт . Для его заверения потребуется трое свидетелей, которые должны поставить подпись в документе. Сотрудник имеет полное право обратиться в Трудовую инспекцию для обжалования результатов проверки.

Для вашего внимания видео, о том, как проводится СУОТ на предприятии.

Своевременное проведение спецоценки является одной из важнейших обязанностей работодателя. Это связано с тем, что именно СОУТ является достоверным свидетельством того, в каких именно условиях трудятся работники данного предприятия. Поэтому с момента окончания СОУТ работодателю отводится строго определенный срок, в течение которого полученная документация является действительной. После его завершения процедуру необходимо будет проводить снова.

Сколько действительна специальная оценка условий труда?

Неудивительно, что многие организации волнует вопрос о том, на сколько лет действует СОУТ, проведенная в компании. Эта информация содержится в 426-ФЗ, который является основным нормативным документом, регулирующим выполнение работ в этой области. Так, ст.8 этого правового акта требует, чтобы такая процедура проводилась не реже, чем один раз в пять лет. Таким образом, именно этот период времени является ответом на вопрос о том, сколько действует СОУТ.

После завершения этого срока работодателю необходимо заново пройти процедуру спецоценки по стандартному алгоритму. Это означает, что ему необходимо издать новый приказ о введении в действие СОУТ. Затем привлекается к работе аккредитованная организация, имеющая соответствующую лицензию. После проведения всех необходимых работ формируется итоговый отчет, который утверждается заказчиком.

Действия после СОУТ

После того, как отчет по окончании специальной оценки условий труда утвержден, начинается отсчет пятилетнего срока до следующей процедуры. При этом, помимо утверждения такого отчета, на работодателя налагаются и иные обязанности по осуществлению ряда действий после СОУТ. К ним относятся:

  • информирование работников о результатах проведенной процедуры;
  • размещение информации об итогах спецоценки на официальном сайте компании;
  • предоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные органы. В состав этих сведений входит декларация, подтверждающая соответствие условий труда законодательным требованиям. Она оформляется для мест, имеющих стандартные условия труда, включая оптимальные и так называемые допустимые.

Применение аттестации мест работы вместо СОУТ

До конца этого года в Российской Федерации действует переходный порядок осуществления спецоценки. Он предполагает возможность комбинации СОУТ и аттестации рабочих мест (АРМ), которая проводилась до 2014 года. В случае, если компания провела процедуру АРМ незадолго до начала действия 426-ФЗ и имеет соответствующий документ, срок действия которого пока не окончился, она может отложить проведение спецоценки. Провести ее потребуется в одном из следующих двух случаев — смотря какой из них наступит раньше:

  • окончание срока действия сертификата о проведенной аттестации на предприятии;
  • окончание промежуточного этапа для спецоценки, который завершается 31 декабря этого года.

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

В обязанности каждого нанимателя входит гарантирование безопасных рабочих условий его сотрудникам. Об этом говорит ст. 212 ТК РФ. С этой целью им инициируется и оплачивается проведение специальной оценки условий труда, для которого привлекается сторонняя уполномоченная структура. Далее рассмотрено, каков порядок, сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда, а также дальнейшее использование ее результатов бизнес-субъектом в своей деятельности.

Понятие и суть спецоценки труда, ее правовое регулирование

Он в обязательном порядке должен осуществляться почти всеми российскими работодателями с начала 2018 года, что обусловило принятие соответствующего ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. (далее – ФЗ № 426) и истечение срока актуальности результатов аттестации мест труда.

СОУТ заменила аттестацию рабочих мест, хотя методики их проведения во многом схожи.

Исходя из ст. 8 ФЗ № 426, СОУТ проводится согласно определенной методики, утверждаемой профильным госорганом исполнительной власти. В данном случае это Методика проведения СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Согласно ей, приглашенная управленцем бизнес-субъекта независимая спецкомпания ознакомляется с условиями, в которых функционирует коллектив, на заранее определенных рабочих местах, анализирует их и оценивает уровень воздействия на подчиненных.

Перечень оцениваемых рабочих мест

Прежде чем говорить об оценивании рабочих мест, необходимо разобраться с определением данного понятия. Так, под ними, согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ, понимаются такие контролируемые нанимателем места, за которыми закрепляются штатные единицы и на которых они обязаны трудиться, либо куда они прибывают в связи с особенностями их функционала.

Подлежат проверке все имеющиеся в бизнес-субъекте места, кроме мест работы:

  • удаленных сотрудников,
  • надомных подчиненных;
  • работников, нанятых физлицами без статуса ИП.

Помимо этого, нельзя оценивать вакантные рабочие места. Во избежание недоразумений перед оценкой комиссией формируется и утверждается перечень оцениваемых мест (в т. ч. и аналогичных).

Исходя из порядка проведения спецоценки условий труда, если рабочие места в хозсубъекте – аналогичные, разрешено исследовать одну пятую из них, но не меньше двух. Итоги выборочной проверки, при этом, транслируются на весь объем.

На практике у многих нанимателей возникают трудности именно с формированием перечня аналогичных рабочих мест. Чтобы их избежать, следует учесть такие общие признаки данной категории:

Сроки проведения спецоценки

Для того, чтобы говорить о сроках и периодичности проведения специальной оценки условий труда, следует обратиться к ФЗ № 426.

Так, ст. 27 содержит разрешение для хозсубектов, которые до 31.12.2013 г. провели аттестацию рабочих мест, не проводить СОУТ в течение 5 лет после этого.

Время отсчитывается с даты утверждения итогов аттестации.

Разрешенный период исчерпывает себя 31 декабря этого года. После этого спецоценка должна безотлагательно провестись, иначе работодателя привлекут к административной ответственности (ст. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так считают правовые эксперты, руководствуясь ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426, говоря о бизнес-субъектах, на которых никаких проверок никогда не проводилось, чьи рабочие места не являются потенциально вредными либо опасными (то есть не входят в перечень, приведенный в ст. и введены в эксплуатацию до 01.01.2017 г.

Сроков проведения СОУТ в этом случае федеральное законодательство не содержит.

Если же проверок не было, но рабочие места ‒ вредные или опасные, оценивание следует провести как можно быстрее, не выдерживая приведенных сроков.

Кроме указанных ситуаций, ст. 17 ФЗ № 426 предусматривает случаи осуществления внеплановой проверки. К ним относят:

  1. получение управленцем соответствующего предписания либо письма от профсоюзного образования;
  2. использование иной сырьевой базы, которая может быть вредна для здоровья членов трудового коллектива;
  3. внедрение новых СИЗ;
  4. чрезвычайное происшествие на производстве (кроме несчастного случая, вина за который лежит на третьих лицах) либо возникновение профзаболевания, спровоцированного тяжелыми условиями работы;
  5. корректировку производственных процессов;
  6. применение нового оборудования.

В первых четырех ситуациях данную проверку следует осуществить на соответствующих рабочих местах не позднее полугода со дня наступления вышеперечисленного, в остальных – не позже года.

Алгоритм проведения СОУТ

Как уже говорилось, данная проверка стандартизирована. Она включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Организационный

Как уже было отмечено, проведение и оплата проверки вменяется управленцу, заключающему договор ГПХ с соответствующей , для которой проведение СОУТ – основной род деятельности (это отмечается в ее уставных бумагах).

Компания должна соответствовать положениям ст. 19 ФЗ № № 426. Так, ее штат не может составлять менее 5 официально устроенных человек, обладающих сертификатом, дающим право на проведение проверок такого рода.

Кроме того, она должна иметь собственную аккредитованную лабораторию.

На данном этапе административным лицом издается распоряжение о формировании комиссии по СОУТ и определении круга ее обязанностей.

Численность ее членов, вместе с руководителем бизнес-субъекта (по совместительству – главой комиссии), должна быть нечетной. В комиссию, помимо сторонних экспертов, обязательно должен быть включен специалист по ОТ и представитель профсоюза (если таковой орган имеется)

Этап 2. Подготовительный

На данном этапе определяется и комиссионно утверждается список проверяемых рабочих мест, а также график проведения специальной оценки условий труда.

После этого комиссии передаются все бумаги и информация, запрашиваемые ей для реализации поставленных задач.

Этап 3. Выявление отрицательных трудовых условий

Этот этап обуславливается сопоставлением имеющихся в бизнес-субъекте производственных факторов с факторами из Классификатора, утвержденного Приказом Минтруда № 33н. проделывает это эксперт приглашенной организации. Идентификация производится согласно Методики и сопровождается:

  • описанием локальных негативных факторов и определением источников их возникновения;
  • их исследованием и измерением;
  • комиссионным утверждением результатов идентификации.

Этап 4. Исследования и исчисление вредных и опасных условий

Все обнаруженные негативные факторы должны подвергнуться исследованию и измерению проверяющими и, в дальнейшем, лабораторией. Их перечень формирует комиссия с учетом:

  • федеральных норм по ОТ;
  • нюансов функционирования бизнес-субъекта;
  • характеристик средств и предметов труда;
  • итогов проведенных в прошлом проверок;
  • инициатив членов коллектива.

Методика исследования остается на усмотрение приглашенной организацией, но должна учитывать утвержденные и аттестованные государством исследовательские методы.

По итогам исследования определяются классы рабочих условий. Они бывают четырех видов:

  • 1 – оптимальные условия, не влияющие на рабочий коллектив;
  • 2 – допустимые, воздействующие на работников в пределах законодательно определенной нормы. Их влияние прекращается после отдыха или на момент начала нового рабочего дня;
  • 3 – вредные, воздействующие на организм сотрудников сверх норм. Для восстановления требуется длительное время. Этот класс делится на четыре подкласса;
  • 4 – опасные, контакт с которыми чреват поражением организма и несет угрозу жизни штатной единицы.

На практике нередки ситуации, когда исследование и измерение провести невозможно (например, если реализация данной процедуры будет угрожать жизни и здоровью членов комиссии, работников). В этих случаях:

  1. составляется протокол, обосновывающий подобное решение и включающийся в отчет о СОУТ;

Его копию должен получить территориальный орган госнадзора за соблюдением трудовых нормативов не позднее 10 рабочих суток с даты составления бумаги.

  1. рабочие условия априори признаются опасными.

Этап 5. Исследования и исчисление вредных и опасных условий непосредственно в ходе проверки

При СОУТ исследуются и измеряются:

  • рабочие факторы физического характера (пыли фиброгенного влияния, шумность, вибрации);
  • излучения различного характера (электрическое, магнитное, лазерное, инфракрасное и УФ-поле);
  • микроклиматические условия (температура и влажность, движение воздушных потоков);
  • освещенность;
  • факторы химического характера (взвеси в воздухе, в том числе биологического происхождения или получаемые методом синтеза и контролируемые посредством химанализа);
  • факторы биологического происхождения (объем микрофлоры в воздухе, провоцирующей заболевания);
  • рабочие характеристики (напряженность и тяжесть труда на хозсубхъекте).

Данный перечень – открытый и может дополнятся Митруда и соцзащиты совместно с органами власти.

Этап 6. Оформление итогов проверки

В завершении проверки составляет отчет, внешний вид и содержание которого стандартизированы (Приказ Митруда № 33н).

Его должны подписать все члены комиссии, в том числе руководитель хозсубъекта. В случае несогласия эксперта с данными, приведенными в бумаге, он вправе задокументировать мнение и приложить его к отчету.

Он содержит:

В обязанности проверяющей организации входит передача итогов СОУТ (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426) в федеральную информационную систему не позднее 10 суток с даты его утверждения в виде электронной бумаги, завизированной ЭП управленца (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426).

Наниматель должен ознакомить коллектив с отчетом под роспись в карте СОУТ не позднее месяца со дня утверждения бумаги. Из указанного срока вычитаются дни нахождения сотрудника на лечении, отдыхе или в командировке.

Также важно ознакомить с бумагой каждого вновь трудоустроенного подчиненного.

Нередка ситуация, когда штатная единица отказывается расписываться о том, что ознакомлена с отчетом. Если это имеет место быть, стороной работодателя составляется акт, визируемый минимум тремя подписями. В свидетели приглашается начальник цеха или отдела, в котором работает несогласное лицо, а также работник отдела кадров. После этого несогласному лицу разъясняют его право обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию для оспаривания данных, приведенных в отчете.

Кроме ознакомления, в месячный период управленец обязан разместить на сайте бизнес-субъекта данные о проведенной проверке и отразить меры по улучшению состояния ОТ.

В отношении безопасных рабочих мест или мест с допустимыми условиями управленец подает декларацию соответствия условий гостребованиям ОТ (ст. 11 ФЗ № 426), которая, в дальнейшем, фиксируются в реестре. Ее форма и правила подачи утверждены Приказом Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014 г.

Срок действия документа – 60 месяцев с даты утверждения отчёта о СОУТ.

Период хранения отчета по СОУТ

При невыявлении опасных для жизни рабочих условий все собранные материалы должны находиться в архиве 45 лет. В обратном случае бумаги хранятся 75 лет.

Применение результатов СОУТ

Исходя из результатов проверки:

  • устанавливаются классы условий, влияющие на размер уплачиваемых работодателем страховых взносов за работников;
  • определяется объем причитающихся трудящимся компенсации и гарантии (сокращенное рабочее время, допотпуск и финансовые выплаты);
  • корректируется обеспечение штатных единиц СИЗ, молоком или иными равноценными продуктами;
  • организовываются дополнительные медосмотры;
  • подготавливается соответствующая статотчетность.

Помимо этого, проводятся мероприятия по улучшению рабочих условий (минимизация загазованности, запыленности, совершенствование производственных процессов).

Если условия труда – нормальные, работодатель оставляет за собой право контролировать их и реализовывать меры для поддержания на достойном уровне.

Процедура спецоценки условий труда (СОУТ) имеет своей основной целью обеспечение безопасности сотрудников предприятия. Он представляет собой комплекс мер, направленных на достижение указанной цели, который включает в себя:

  • проведение информационной работы с работниками организации;
  • выполнение работ в рамках спецоценки для установления наличия и интенсивности вредного воздействия на сотрудников в процессе выполнения работы;
  • определение класса условий труда по результатам проведенных замеров;
  • формирование отчетной документации по итогам выполненных работ;
  • организация обязательных мероприятий по результатам спецоценки в организации.

Период проведения специальной оценки условий труда

Обязанность по проведению спецоценки налагается на все предприятия, у которых отсутствует действующая декларация по результатам предыдущей спецоценки. Из этого правила предусмотрено только одно исключение. Оно сделано для компаний, которые успели провести аттестацию рабочих мест (АРМ) в период действия приказа Минтруда № 342н. Согласно ст. 27 426-ФЗ , который регулирует порядок проведения СОУТ, такие результаты остаются применимыми до окончания срока действия аттестата. Однако работодателям следует помнить, что переходные положения заканчивают свое действие 31 декабря 2018 года. С этого момента СОУТ станет обязательной для всех компаний вне зависимости от результатов АРМ.

Как часто проводится специальная оценка условий труда: требования закона

Согласно ст. 8 426-ФЗ максимальная периодичность специальной оценки условий труда составляет пять лет. Указанная периодичность проведения СОУТ обусловлена сроком действия декларации по условиям труда. Каждый работодатель обязан оформить этот документ для всех категорий рабочих мест по результатам проведенных работ. В случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств на производстве и изменения характеристик мест работы срок ее действия продляется еще на пять лет. Сохранение параметров рабочих мест подтверждается в результате очередной спецоценки.

Внеплановая СОУТ

В некоторых случаях организации может потребоваться проведение срочной спецоценки вне установленной периодичности. Перечень таких ситуаций зафиксирован в ст. 17 426-ФЗ. Он включает в себя следующие обстоятельства:

  • формирование новых рабочих мест на предприятии;
  • получение предписания со стороны контролирующих ведомств с указанием даты специальной оценки условий труда;
  • существенное изменение технологии производства продукции в компании;
  • несчастный случай на производстве;
  • мотивированная инициатива профсоюзной организации, учитывающая, сроки проводения на предприятии.

Частая спецоценка труда может проводиться в этих случаях, закон не ограничивает. Дата проведения СОУТ не должна превышать полугода с момента наступления соответствующих обстоятельств.

Ответственность за нарушение сроков

Несоблюдение установленной периодичности проведения СОУТ представляет собой действие, которое влечет за собой наступление наказания в соответствии с КоАП РФ. Он предусматривает санкции в виде крупных денежных штрафов не только для самой организации. Они также налагаются на лицо, которое непосредственно виновно в принятии решения о невыполнении периодичности СОУТ. Максимальный размер наказания за такие действия может достигать 80 тысяч рублей. Такие меры предусмотрены положениями ч.2 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.