Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя. Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда? Оценка условий труда включает

Специальная оценка условий труда (СОУТ) выступает сегодня своеобразным ядром всей действующей системы охраны труда.


СОУТ и охрана труда

Охрана труда (ОТ) - система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).


ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели - отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.


Для кого СОУТ обязательна?

Проведение спецоценки - обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о гостайне.


Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными , спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

  • одни профессионально-должностные наименования;
  • одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
  • использование однотипных средств и предметов труда;
  • работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных инженерных систем;
  • одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.


Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

  • организовать проведение спецоценки вне плана;
  • обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
  • обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

  • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
  • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
  • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
  • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
  • совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.


Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  1. работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  2. занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот - чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  1. оптимальные,
  2. допустимые,
  3. вредные (есть четыре подкласса),
  4. опасные.

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных - равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.


Кем проводится спецоценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой - проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.


Последовательность проведения специальной оценки условий труда

1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза - его представителей.

Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.

3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.

4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.

6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.

7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:

  • информацию об организации-исполнителе;
  • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
  • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
  • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности - если такая ситуация имеет место;
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
  • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.

8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.


СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.


Каковы последствия непроведения специальной оценки условий труда?

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

  • 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. для организаций.

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.


Цена СОУТ в 2020 году: средняя стоимость оценки одного рабочего места в Москве и регионах

Определение стоимости специальной оценки условий труда в большинстве случаев должно проводиться в индивидуальном порядке. Цена СОУТ априори не может быть одинаковой для различных организаций, так как на ее значение существенно влияет целый комплекс факторов:

  • количество структурных подразделений Заказчика, их территориальное расположение (удаленность);
  • общее количество рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда (чем больше заявленный объем, тем ниже будет стоимость);
  • сложность и многообразие производственных процессов, определяющие в конечном итоге специфические особенности конкретных рабочих мест;
  • объем и качественные требования к лабораторным исследованиям, проведение которых необходимо для корректной экспертной оценки в рамках СОУТ;
  • количество и сложность требуемого специального оборудования;
  • заявленные сроки выполнения работ.

Важно: если на предприятии велика доля аналогичных рабочих мест, общий бюджет СОУТ будет значительно снижен, так как оценке подлежит лишь каждое пятое из таких рабочих мест.

Анализ ценового предложения на рынке профессиональных услуг по проведению СОУТ в Москве и регионах показывает, что стоимость спецоценки у крупных государственных организаций примерно в два раза выше средней по рынку. Большое влияние на наблюдаемую ценовую разницу оказывает фактор так называемого «государственного бренда», оправданность использования которого в настоящее время в условиях изменившегося законодательства, предъявляющего одинаково жесткие требования ко всем компаниям, проводящим работы по СОУТ, вне зависимости от их масштаба и формы собственности, становится довольно спорным вопросом.

По нашим собственным данным, заявляемая негосударственными компаниями стоимость услуг по СОУТ в Москве и регионах сегодня находится почти на одном уровне и укладывается в следующие диапазоны:

  • в офисных и образовательных учреждениях: 200 (>500 р.м.) - 700 (<10 р.м.) руб.
  • в медицинских учреждениях: 400 (>500 р.м.) - 900 (<10 р.м.) руб.
  • на транспорте и энергетике: 450 (>500 р.м.) - 1250 (<10 р.м.) руб.
  • в локальном производстве: 500 (>500 р.м.) - 1300 (<10 р.м.) руб.
  • в химической промышленности: 600 (>500 р.м.) - 1550 (<10 р.м.) руб.


Заказать специальную оценку условий труда

Если вы хотите заказать (узнать стоимость) СОУТ для вашей организации или после ознакомления с представленным материалом у вас появились дополнительные вопросы по спецоценке, вы можете обратиться в нашу компанию.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.

В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
  • права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.

Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -

Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона

Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?

Когда можно обойтись без спецоценки?

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.

Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


Пример

Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().

Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.

Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.

И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.

Таблица 2

Изменения в перечне условий труда, требующих оценки

Аттестация

Специальная оценка

Надомники

Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011)

Не предусмотрена

Дистанционные работники

Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором ()

Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Не предусматривалась

Работники:

Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве)

Эксплуатирующие

▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа;

▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;

▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);

▪ бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства

Не предусматривалась,

за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований)

Проводится на общих основаниях

Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .

На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).

Елена Диркова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника - это одна из основных обязанностей работодателя , и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка - это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги , то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно - как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для . Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица - от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации - от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% - для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).

Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).

Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).

Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).

Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.

Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Видео: Суть вопроса

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике . Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

15.09.2016 10:47:00

С 2014 г. все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Рассмотрим особенности данной процедуры.

КТО И КОГДА?

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценкой) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не торопятся ее проводить.

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ, в соответствии с Методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Однако это правило действует только с 1 января 2014 г., поэтому в Законе № 426-ФЗ установлены переходные положения, регламентирующие сроки, в которые должна быть проведена первая специальная оценка условий труда. При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 г. аттестация рабочих мест.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 г. (ст. 7 Закона № 426-ФЗ). В частности, результаты аттестации рабочих мест используются для определения дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Так, при наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы дополнительных взносов в ПФР от 2 до 8% (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Письма Минтруда России от 24.04.2015 № 17-3/В-215, от 13.03.2014 № 17-3/В-113, от 18.04.2014 № 17-3/В-171). Если же по итогам аттестации установлены оптимальные или допустимые условия, то дополнительный тариф в размере 0% применять нельзя. В этом случае, а также при отсутствии результатов аттестации следует уплачивать дополнительные взносы в ПФР по общим тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности (ч. 1 - 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. п. 1, 2 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Письмо ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707).

В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ, и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы по доптарифам уплачиваются только с той части выплат, которая начислена за период со дня утверждения отчета до конца месяца (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

В случае если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 г. При этом нормами ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что спецоценка может проводиться поэтапно (Письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Из этого правила есть исключения. Положение о том, что спецоценку необходимо завершить до конца 2018 г., не распространяется на рабочие места сотрудников, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места сотрудников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (Письмо Роструда от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).

Вместе с тем Роструд в Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 указал, что спецоценка тех рабочих мест, по которым действующие результаты аттестации рабочих мест отсутствуют, должна быть проведена в кратчайшие сроки.

Однако ВС РФ в Постановлении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 подтвердил, что специальная оценка условий труда по должности, не указанной в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки может быть осуществлена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Ранее судебная практика по этому вопросу складывалась противоречиво. Некоторые суды считали, что нельзя откладывать спецоценку, если организацией не была проведена аттестация рабочих мест. Такие выводы сделаны в Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15 .

Однако есть решение, в котором суд указал, что, если отсутствуют рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).

Следовательно, провести поэтапно специальную оценку условий труда можно в отношении рабочих мест сотрудников, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ:

- чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 5000 до 10 000 руб.;
- на юридические лица - от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

- штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;
- от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для индивидуальных предпринимателей;
- от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток - для организаций.

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В описанных ситуациях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). А также одновременно имеют следующие характеристики:

- профессии, должности, специальности одного наименования;
- использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Внеплановая специальная оценка необходима только в определенных случаях:

- при появлении на предприятии новых рабочих мест;
- если она будет назначена трудовой инспекцией;
- при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов;

- если произошел несчастный случай или профзаболевание;
- по инициативе профсоюза.

Провести спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки. Важно! Результаты аттестации рабочих мест, которые оформлены после 31 декабря 2013 г., использовать нельзя (Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Т. Нечаева,

ведущий консультант ДКПО группа компаний «Ю-Софт»


Источник
: «ЭЖ-Юрист», № 15, 2016 (материал размещен в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: consultant.ru .